Введение 3
1. Проектная деятельность 5
1.1. История применения проектной деятельности в школе 5
1.2. Современный этап применения проектной деятельности школьников 7
1.3. Психолого–педагогические особенности детей среднего школьного возраста 10
2. Методические приемы применения современных методов изучения погоды в школьном курсе географии 13
2.1. Особенности изучения погоды в школьном курсе географии 5 класса 13
2.2. Современные методы изучения погоды в 5 классе 17
2.3. Методика применения современных методов изучения погоды в проектной деятельности по географии 5 класса 18
3. Организация и результаты экспериментально-опытного обучения 20
3.1. Методика организации работы над проектом 20
3.2. Организация проектной деятельности 21
3.3. Проект: «Путешествие по материкам земного шара» 22
3.4. Проект: «Путешествие капельки воды» 23
3.5. Целевая аудитория 24
3.6. Ожидаемые результаты 25
3.7. Перспектива использования педагогического опыта 26
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Читать дальше
В ходе написания работы была достигнута поставленная цель, а именно была изучена организация проектной деятельности на уроках географии в 5 классе.
В соответствии с целью были решены поставленные задачи для изучения, а именно:
1. было произведено описание историю применения проектной деятельности в школе;
2. было произведено описание современного этапа применения проектной деятельности школьников;
3. было произведено описание психолого–педагогических особенностей детей среднего школьного возраста;
4. было произведено описание особенностей изучения погоды в школьном курсе географии 5 класса;
5. было произведено описание современных методов изучения погоды в 5 классе;
6. было произведено описание методики применения современных методов изучения погоды в проектной деятельности по географии 5 класса;
7. было произведено описание методики организации работы над проектом;
8. было произведено описание организации проектной деятельности;
9. было произведено описание проекта: «Путешествие по материкам земного шара»;
10. было произведено описание проекта: «Путешествие капельки воды»;
11. было произведено описание целевой аудитории;
11. было произведено описание ожидаемых результатов;
11. было произведено описание перспективы использования педагогического опыта.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Анализ проделанной работы показывает, что у обучающихся в соответствии с ФГОС повышается уровень сформированности таких компетенций, как: технологическая, информационная, коммуникативная, планирование и оценка результата, поиск и обработка информации и многие другие.
Проект — это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. В данной деятельности обучающиеся отчётливо представляли структуру рассуждения, умели приводить убедительные доказательства, располагали материал последовательно, связывали один аргумент с другим.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
В дальнейшем планируется использовать не только мини-проекты и краткосрочные проекты, но и более длительные, социально значимые, связанные с решением каких-либо проблем. Безусловно, в перспективе необходимо разрабатывать проекты не только по изучению погоды, но и по другим интересным темам. Детям нужно будет предоставлять выбор в проектах, чтобы каждый мог реализовать себя.
В заключении следует отметить, что самореализация обучающихся в творческой, проектной деятельности должно быть организационно оформленной. Необходимо не только создавать условия для творческой деятельности, но и умело направлять ее.
Читать дальше
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли пособие для учителей / А. Г. Асмолов. – М. Просвещение, 2013. – С. 12-24.
2. Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: учебник. // И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонина. М.: Дрофа. 2020. 191 с.
3. Беловолова, Е. А. Формирование универсальных учебных действий / Е. А. Беловолова. – М. Вентана Граф, 2014. –С. 29–68.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах / Л. С. Выготский – М., 1984. – Т. 1. – С. 6-12.
5. Голуб Г. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: учеб. пособие для учителей / Г. В. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова ; под ред. Е. Я. Когана. – С.: Учебная литература, 2006. – С. 3-6.
6. Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде / Н. А. Заграничная, И. Г. Добротина - М.: Интеллект-Центр, 2014. - С. 39.
7. Кульневич, С. В. Современный урок: часть II не совсем обычные и совсем необычные уроки/ С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина – Р. н/Д. Учитель, 2005. –С. 50.
8. Летягин, А. А. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник. ФГОС / А. А. Летягин. – М. Вентана Граф, 2015. –С. 64-83.
9. Любославский Г. Погода / Г. Любославский // энциклопедический словарь: гл. ред. И. Е. Андреевский. С.-Петербург, 1907. – С. 354.
10. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 118 – 119.
11. Науменко Ю.В. Содержание организационно- методической работы по развитию УУД у учащихся основной школы в соответствии с требованиями ФГОС: / Ю. В. Науменко// Методист :сб. ст. / гл. ред. А. В. Коптелова. Москва, 2014. - №1. – С. 2-7.
12. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов вузов по спец. 050706 (031000) - Педагогика и психология, 050701 (033400) - Педагогика / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. —С. 368.
13. Савенков А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников / А. И. Савенков. – М., 2005. – С. 30.
14. Эльконин, Д. Б. Возрастные особенности усвоения знаний / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдова. – М., 1966. – С. 15 – 36.
Читать дальше