Введение……………………………..…………………………………………….3 Глава I. Научно-методические основы подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи……………………………………..…………..…5 1.1. Психолого-педагогические основы готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте……………………………………….5 1.2. Логопедические основы готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте ………………………………………………..……………..11 1.3. Методические основы подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи …………………………………………………………..…14 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18 Глава II. Разработка комплекса коррекционных мероприятий по подготовке обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи…………………..….19 2.1. Обследование готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.……………………………………………………….……19 2.2. Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи……….24 2.3. Проверка эффективности проделанной работы……………………..……31 Заключение……………………………………………………………….………34 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….36 Список использованной литературы...………………………………………...37 Приложение 1…………………………………………………………………….44

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР.

курсовая работа
Педагогика
43 страниц
74% уникальность
2021 год
3 просмотров
.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………..…………………………………………….3 Глава I. Научно-методические основы подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи……………………………………..…………..…5 1.1. Психолого-педагогические основы готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте……………………………………….5 1.2. Логопедические основы готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению грамоте ………………………………………………..……………..11 1.3. Методические основы подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи …………………………………………………………..…14 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18 Глава II. Разработка комплекса коррекционных мероприятий по подготовке обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи…………………..….19 2.1. Обследование готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи.……………………………………………………….……19 2.2. Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи……….24 2.3. Проверка эффективности проделанной работы……………………..……31 Заключение……………………………………………………………….………34 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….36 Список использованной литературы...………………………………………...37 Приложение 1…………………………………………………………………….44
Читать дальше
Актуальность темы. В настоящее время к начальному обучению предъявляются повышенные требования, при этом актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, которые связаны с подготовкой детей к школе. Успеваемость ребенка во многом зависит от его готовности к школе. Для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи решение данной проблемы имеет наиболее важное значение, поскольку оно связано с проблемой их социальной адаптации. На современном этапе исследователями отмечается у детей стремительный рост речевых патологий в силу множества не только биологических, но и социальных причин. Одним из самых распространенных речевых расстройств среди дошкольников считается общее недоразвитие речи. Изучением проблемы обучения грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались: Т.А. Ткаченко, Л.


Спешите заказать дипломную работу цена вам точно понравится.


.Е. Журова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.В. Нижегородцева и др. Однако при достаточной исследованности проблем детей, связанных с лексико­грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями, а также при наличии множества методик коррекции подобных нарушений, проблема обучения грамоте детей, ее диагностика и коррекции на данный момент остается весьма актуальной. Система воспитания и обучения детей дошкольного возраста предполагает подготовку к полноценному обучению грамоте, а также коррекцию речевых дефектов при их наличии. Важность проблемы подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста обусловлен постоянно возрастающей ролью письма и чтения как деятельности, которая обеспечивает подготовку к общеобразовательному обучению ребенка, стимулирует развитие его интеллектуальной сферы, воссоздает опыт, совершенствует личность и организует поведение. Объект обследования: состояние готовности детей к обучению грамоте. Предмет обследования: процесс подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования: использование комплекса коррекционных мероприятий позволит сформировать готовность детей с ОНР к обучению грамоте при соблюдении следующих условий: развитие пространственных представлений, графических навыков, координации и мелкой моторики движений пальцев рук, чувства ритма, а также фонематического восприятия. Цель обследования: разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по формированию готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. Задачи обследования: 1. Изучить и проанализировать научно-методические основы подготовки к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи; 2. Определение готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи; 3. Разработка и апробация комплекса коррекционных мероприятий по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи; 4. Анализ эффективности проделанной работы В работе использовались следующие методы исследования: количественный и качественный анализ, сравнительный анализ и эксперимент. Практическая значимость работы заключается в разработке и использовании коррекционного комплекса, направленного на формирование готовности дошкольников, имеющих общие речевые нарушения к обучению грамоте. Результаты исследования могут применяться в процессе подготовки детей 6-7 лет к обучению грамоте в школе. Работа состоит из введения, двух основных частей, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Читать дальше
Таким образом, своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления полноценной личности ребенка и ее дальнейшего правильного развития. Старший дошкольный возраст предшествует важному этапу его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к обучению грамоте в школе. Рассмотрены психофизиологические механизмы письма и предпосылки овладения письменной речью в онтогенезе. Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человеком. Это речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций в виде письменного текста. Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций. Чем меньше «фонетичность» письма, тем сложнее осуществляется моделирование звуковой структуры слов и тем это психологически труднее для освоения навыка письма. В последнее время можно заметить все возрастающее количество школьников с нарушениями письменной речи или дисграфией. Эти нарушения являются серьезной помехой ребенку на уроках русского языка. Письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию. Выпадение любого её звена приводит к нарушению всех функции и требует коррекционных мероприятий. Дисграфия – нарушение письма, которое составляет значительный процент среди других нарушений, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних. При ежегодном обследовании, выявляется большое количество обучающихся с нарушениями письма, обусловленным нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Несмотря на то, что большинству детей с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Грамота представляет собой определенную степень владения ребенком навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Понятие «готовность к обучению грамоте» включает в себя развитие и сформированность таких компонентов как: координация движений, мелкая и общая моторика, чувство ритма, пространственно-временные представления, зрительно-пространственные представления, развитость фонематической системы. Для детей с ОНР формирование готовности к обучению грамоте является сложным процессом. Ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении. Применяя комплексный и системный подходы в коррекции, используя разнообразные методы и приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми, направленными на формирование психомоторной базы и речи, можно добиться положительных результатов. Необходимо также вложить много терпения и любви, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, привлекать родителей к закреплению полученных навыков, для того, чтобы достичь высоких результатов в процессе подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР. На основе данных направлений работы нами был подобран комплекс специальных методик различных авторов, из которых была разработана общая методика подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР третьего уровня. Результаты контрольного эксперимента показали, что наблюдается положительная динамика по сравнению с констатирующим экспериментом. У ребенка заметно улучшились результаты по всем исследуемым параметрам. Саша Ш. после коррекционной работы набрал 12 баллов, что практически в два раза выше результатов первичного обследования. Сравнительный анализ результатов первичного и контрольного экспериментов свидетельствует, что использование специально подобранных методик в коррекционной работе способствовало значительному повышению готовности испытуемого дошкольника с ОНР третьего уровня к обучению грамоте. Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс мероприятий по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи может быть использован в отношении и других детей с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования является доказанной
Читать дальше
1. Безруких, М. М. Основы психофизиологии письма / М. М. Безруких – Екатеринбург, 2016. – 189 с. 2. Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Л.В. Венедиктова – СПб.: 2018. – 130 с. 3. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов – М., 2011.– 256 с. 4. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения/ Т.Г. Егоров – М., 2012. – 149 с. 5. Иваненко, С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи / С.Ф. Иваненко – М., 2011. –150 c. 6. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев – СПб., 2012. – 160 с. 7. Лурия А. Р. Очерки психологии письма. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия – М.: Просвещение, 2012. – 140 с. 8. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. / Р.И. Лалаева – СПб., 2018. – 175 с. 9. Леонтьев, А. А. Психолингвистика / А. А. Леонтьев – М.: Наука, 2016. –360 с. 10. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В Венедиктова СПб, 2017. – 160 с. 11. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина –М., 2012. – 160 с. 12. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. – М: «Просвещение», 2016. –154 с. 13. Мазанова, Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии / Е.В. Мазанова – М., Аквариум, 2016. – 178 с 14. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников / С. Прищепа, Н. Попкова // Дошкольное воспитание – 2011. – №1 – С.10–63 15. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2018. – 232 с. 16. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова М.: Владос, 2016. – 200с 17. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова – М., 2012 – 87 с. 18. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика / Г.В. Фадина – Балашов: Николаев, 2016. – 80 с. 19. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева– М. : Айриспресс, 2014. – 375 с. 20. Шахова, Е.Г. Новые подходы к лечению и профилактике сенсоневральной тугоухости / Е.Г. Шахова – М., 2018. – 210 с. 21. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г.Р. Шашкина– М. : Академия, 2017. – 192 с. 22. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин –М.: Знание, 2016. – 190 с. 23. Эльконин, Д.Б. Развитие умственной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. - М. : ИНТОР, 2018. – 112 24. Ястребова, А.В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова– М.: АРКТИ, 2017. – 100 с. 25. Алексеев, И.А., Милушкина, Е.А., Скоробогатова, Н.В. Организация логопедической работы с использованием рабочих тетрадей в целях предупреждения нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи // Концепт. 2017. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-logopedicheskoy-raboty-s-ispolzovaniem-rabochih-tetradey-v-tselyah-preduprezhdeniya-narusheniy-chteniya-u-detey-s-obschim (дата обращения: 06.03.2021). 26. Алмазова, А.А., Бабина, Г.В., Любимова, М.М., Соловьева, Т.А., Рябова, Н.В. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты // ИТС. 2018. №1 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-faktorov-riska-vozniknoveniya-narusheniy-pisma-i-chteniya-tehnologicheskiy-i-prognosticheskiy-aspekty (дата обращения: 06.03.2021). 27. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО. 2017. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esli-u-rebenka-obschee-nedorazvitie-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 28. Биба, А.Г. Актуальные проблемы обучения дошкольников грамоте в контексте новых требований образовательного стандарта // Вестник БГУ. 2016. №1 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obucheniya-doshkolnikov-gramote-v-kontekste-novyh-trebovaniy-obrazovatelnogo-standarta (дата обращения: 06.03.2021). 29. Бондарева, Л. А., Яговкина Л. С. Особенности изучения иформированиязвуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-iformirovaniyazvuko-slogovoy-struktury-slova-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem (дата обращения: 06.03.2021). 30. Бурачевская, О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2 (5). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/1048/ (дата обращения: 06.03.2021). 31. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №3 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-formirovaniyu-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 32. Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 920-922. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28769/ (дата обращения: 06.03.2021). 33. Жулина, Е.В., Кузнецова, Т.Н. Исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-narusheniy-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 34. Кабанова, Н. А. Система коррекционных занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2015. №XI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-korrektsionnyh-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote-detey-s-narusheniyami-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 35. Каштанова, С.Н., Кузнецова, А.С. Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки к обучению чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-psihologo-pedagogicheskih-usloviy-podgotovki-k-obucheniyu-chteniyu-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 36. Каштанова, С.Н., Прохорова, Е.В. Проблемы подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podgotovki-k-obucheniyu-gramote-doshkolnikov-s-onr (дата обращения: 06.03.2021). 37. Кнепман, Н.В. Фонематическое восприятие – узловое образование в коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fonematicheskoe-vospriyatie-uzlovoe-obrazovanie-v-korrektsii-obschego-nedorazvitiya-rechi-u-doshkolnikov (дата обращения: 06.03.2021). 38. Коротовских, Т.В. Основы формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-gotovnosti-k-obucheniyu-gramote-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 39. Кусова, М.Л., Воронина, Л.В. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-logicheskih-operatsiy-v-protsesse-podgotovki-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-obucheniyu-gramote (дата обращения: 06.03.2021). 40. Макеева, С.Г., Мартынова, Е.Н. Обучение грамоте в преемственности дошкольной и начальной ступеней образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-gramote-v-preemstvennosti-doshkolnoy-i-nachalnoy-stupeney-obrazovaniya (дата обращения: 06.03.2021). 41. Михальчёва, Л.Г. Современное состояние методик обучения чтению детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-metodik-obucheniya-chteniyu-detei-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 42. Муминова, М.Г., Медведева, Е.Ю. Особенности сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sformirovannosti-navyka-svyaznoy-rechi-u-doshkolnikov-s-onr (дата обращения: 06.03.2021). 43. Павула О.Т. Использование картинных тренажеров в обучении грамоте дошкольников с задержкой психичского развития (из опыта работы) // Sciences of Europe. 2016. №10-1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kartinnyh-trenazherov-v-obuchenii-gramote-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihichskogo-razvitiya-iz-opyta-raboty (дата обращения: 06.03.2021). 44. Румянцева Ю.Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности // Глобус. 2019. №12 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-detey-s-onr-i-ih-psihologicheskie-osobennosti (дата обращения: 06.03.2021). 45. Сергеева, О. А. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 682-684. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 06.03.2021). 46. Шелемех, О.А. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013004264 (дата обращения: 06.03.2021 ). 47. Тишина Людмила Александровна, Шайдова Татьяна Андреевна Роль сукцессивных процессов в формировании навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи // Universum: психология и образование. 2016. №9 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-suktsessivnyh-protsessov-v-formirovanii-navyka-pereskaza-u-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 48. Энс, О.А. Особенности становления психологических и речевых механизмов чтения у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи // Концепт. 2017. №S11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-stanovleniya-psihologicheskih-i-rechevyh-mehanizmov-chteniya-u-detey-6-7-let-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 06.03.2021). 49. Обучение грамоте. — URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/obuchenie-gramote/obuchenie-gramote (дата обращения: 06.03.2021). 50. Система работы учителя-логопедо ДОУ .— URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/sistema-raboty-uchitelya-logopeda-dou (дата обращения: 06.03.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Информационные технологии в юридической деятельности
Количество страниц:
20
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Информационные технологии в юриспруденции
курсовая работа
Правопорядок
Количество страниц:
30
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
Организация сестринской помощи детям в дошкольных образовательных учреждениях
Количество страниц:
50
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Сестринское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image