Введение 3 Глава 1. Теоретический обзор проблемы тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста 6 1.1. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста 6 1.2. Понятие тревожности в психологии 12 1.3. Причины формирования тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста 17 1.4. Особенности проявления тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста 21 Глава 2. Исследование тревожности и процесса ее коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста 34 2.1. Диагностика уровня тревожности 34 2.2. Реализация психолого–педагогической коррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста 40 2.3. Рекомендации по снижению уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста для родителей и педагогов 44 Заключение 47 Список используемой литературы 49

Тревожность дошкольников и младших школьников

курсовая работа
Психология
40 страниц
54% уникальность
2021 год
40 просмотров
Филиппова О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретический обзор проблемы тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста 6 1.1. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста 6 1.2. Понятие тревожности в психологии 12 1.3. Причины формирования тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста 17 1.4. Особенности проявления тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста 21 Глава 2. Исследование тревожности и процесса ее коррекции у детей дошкольного и младшего школьного возраста 34 2.1. Диагностика уровня тревожности 34 2.2. Реализация психолого–педагогической коррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста 40 2.3. Рекомендации по снижению уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста для родителей и педагогов 44 Заключение 47 Список используемой литературы 49
Читать дальше
Актуальность исследуемой проблемы. Одной из главных задач педагогики и психологии на современном этапе является задача всестороннего и гармоничного развития личности. Она предполагает не только формирование широкого спектра знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и достаточно высокий уровень развития эмоциональной сферы и психического здоровья ребенка. Психологи отмечают, что при неблагоприятных условиях развития этой стороны психики возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и отношения к определенным аспектам жизни или к людям, что, в свою очередь, по мнению специалистов, вызывает повышенную заболеваемость простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами, а также приводит к формированию у ребенка нежелательных личностных характеристик (тревожность, подозрительность, неуверенность в себе и др.). Согласно ежегодным государственным докладам «О положении детей в Российской Федерации», растет число детей, страдающих нервно–психическими заболеваниями в донозологической форме. Стойкая тревожность является одной из наиболее частых причин обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений значительно возросло. Изучением детской тревожности занимались многие ученые, многие из которых, так или иначе, затрагивали эту тему в своих работах. Среди зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой тревоги, можно выделить такие имена, как: З. Фрейд, К.


За выполнение курсовых работ на заказ в Ростове на нашем сервисе не придётся краснеть.


. Хорни, А. Фрейд, Дж.Тейлор, Р. Мэй, Р. Каттел, К. Спилбергер и др. В отечественной психологии наиболее известными работами являются В. Р. Кисловская, А. М. Приходько, Ю. Л. Ханин, И. А. Мусина, В. М. Астапов, Г. Ш. Габдреева, В. А. Ананьев. В отечественной психолого–педагогической литературе существует несколько подходов к пониманию тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревогу преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное негативное эмоциональное состояние, возникающее в сложных, угрожающих, необычных условиях. Другие считают тревогу свойством темперамента. Ряд ученых рассматривают тревожность как социально обусловленное свойство личности, своевременное выявление факторов, влияющих на формирование тревожности у младших школьников, способствует целенаправленной реализации коррекционной программы, которая позволит снизить уровень тревожности у дошкольников и младших школьников. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая проявляется в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, независимо от того, существует ли реальная угроза или тревога как устойчивое образование. Эти возрастные пики тревожности являются результатом наиболее значимых социогенных потребностей. В возрастных пиках тревога выступает как неконструктивная, что вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и способностях. Но тревога дезорганизует не только учебную и игровую деятельности, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знание причин повышенной тревожности приведет к созданию и своевременному выполнению коррекционно–развивающей работы, способствующей снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Гипотеза – выявление причин тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста поможет педагогу и родителям найти подходы к ребенку с целью снятия тревожности и формирования положительного эмоционального состояния. Объектом исследования является феномен тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предметом исследования являются причины и формы тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте и пути ее преодоления. Цель исследования – теоретическое обоснование и исследование тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: 1. Изучить, проанализировать психолого–педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Изучить теоретические аспекты проблемы тревоги, определить содержание понятия «тревожность». 3. Выявить причины и особенности тревожности в дошкольном и младшем школьном возрасте. 4. Разработать рекомендации по снижению уровня тревожности для педагогов и родителей. В исследовании использовались следующие приемы и методы: общенаучный анализ психолого–педагогической и методической литературы, сопоставление и систематизация данных по теме исследования, обобщение, построение гипотез, описательный метод. Структура курсовой работы состоит из: оглавления, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Читать дальше
Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психического развития уже раннем возрасте формируется база доверия к миру: ребенок чувствует, что ему ни что не угрожает, что он является значимым и ценным для окружающих людей. База доверия формируется уже во внутриутробном возрасте, при этом очень важно, чтобы ребенок был желанным не зависимо от времени его появления («Запланированный – незапланированный»), независимо от пола. Полное принятие ребенка является важным условием для становления у него положительной самооценки и ровных, уверенных, доброжелательных отношений с окружающими. К сожалению, эти принципы не всегда выполняются. В семье, в ДОУ, в школе ребенок порой воспитывается в атмосфере неприятия, недоверия, запугивания, что приводит к формированию чувства неполноценности по сравнению с окружающими. В дальнейшем такой ребенок с большим трудом адаптируется в группе сверстников и часто занимает положение отверженного. Значение тревожности как психологического явления большинством ученых оценивается одновременно и чрезвычайно высоко, и достаточно узко, функционально. С одной стороны, это одна из центральных проблем современной цивилизации, с другой — психическое состояние, вызываемое сложной жизненной ситуацией, а также возможный предвестник невроза, фактор, способствующий дезорганизации интеллектуальной и продуктивной деятельности. В психологии тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность, тревога связана с неопределенной, диффузной, безобъектной угрозой. Тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. У дошкольников и младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми. Опытный воспитатель в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время занятий и свободной деятельности, в общении с другими детьми. Таким образом, учитывая вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что гипотеза работы доказана, задачи решены.
Читать дальше
1. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях традиционного и дистанционного взаимодействия : материалы XVII Регионального научно–практического семинара с международным участием, 28 ноября 2020 г., г. Воронеж / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» ; [редакционная коллегия: Н. И. Колодина и др.]. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – 283 с. 2. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 2. С. 102–113. 3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. 1999. № 1. С. 41–47. 4. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. С. 156–165. 5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с. 6. Гаудеамус. 2019. 2019, Т. 18, № 3 (41). – 2019. – 97 с. 7. Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1, №2. С. 24–36. 8. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН–М, 2001. – 224 с. 9. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол. журн. 1989. Т. 10, № 5. С. 87–94. 10. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. – 464 с. 11. Измайлов Ч.А., Черноризов А.М. Психофизиологические основы эмоций. М.: Моск. психол.–соц. ин–т, 2004. – 72 с. 12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология (возможности человека и свойства нервной системы). Челябинск, 1999. – 324 с. 13. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2005. – 412 с. 14. Индивидуальная коррекционно–развивающая работа с детьми : учебно–методический комплекс по дисциплине : практикум / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова» ; [сост. Н. В. Манаенкова]. – Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2017. – 103 с. 15. Когнитивная психология / под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с. 16. Колягина В.Г. Арт–терапия и арт–педагогика для дошкольников [Текст] : учебно–методическое пособие / В. Г. Колягина. – Москва : Прометей, 2016. – 164 с. 17. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопр. психологии. 1969. № 1. С. 131–137. 18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 263 с. 19. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII Всероссийской студенческой научно–практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 4–6 декабря 2019 г.) : [в 2 ч.] / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет, Факультет психологии ; под редакцией А. В. Осинцевой. – Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. Ч. 1. – 2019. – 409 с. 20. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации [Текст] : материалы VII Всероссийской студенческой научно–практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 19–21 декабря 2018 г.) : [в 3 ч.] / Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический университет, Факультет психологии ; под редакцией О. Б. Ганпанцуровой. – Новосибирск : Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. Ч. 1 [Текст]. – 2018. – 290 с. 21. Музафарова Е.А. Спокойствие, только спокойствие! Коррекция уровня школьной тревожности младших школьников : коррекционно–развивающая программа / Е. А. Музафарова. – Казань : Бук, 2019. – 26 с. 22. Научные вести. 2021. 2021, № 2 (31). – 2021. – 137 с. 23. Начальная школа. 2018. 2018, № 9. – 2018. – 83 с. 24. Образовательный альманах [Текст] : научно–образовательный журнал / учредитель и издатель: ООО «Высшая школа делового администрирования». – Екатеринбург : Высшая школа делового администрирования,2017–.2021, № 2 (40). – 2021. 25. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т. 17, № 1. С. 169–174. 26. Педагогика и психология как ресурс развития современного общества [Текст] : материалы IX Международной научно–практической конференции, 5–7 октября 2017 года / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина ; [редакционная коллегия: Байкова Л. А. (отв. ред.) и др.]. – Рязань : РГУ им. С.А. Есенина, 2017. – 362 с. 27. Перлз Ф. [Понимание тревоги в гештальтерапии]. Превращение тревожности в возбуждение / Общая психология. Тексты / под ред. В.В. Петухова. М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002. Т. 2, кн. 1. С. 548–560. 28. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11–17. 29. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. – 192 с. 30. Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология» [Текст] : журнал : [12+] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Гуманитарно–педагогическая академия (филиал) «Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского» (г. Ялта). – Ялта : РИО ГПА, вып. 61, ч. 4. – 2018. – 333 с. 31. Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология» [Текст] : журнал : [12+] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Гуманитарно–педагогическая академия (филиал) «Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского» (г. Ялта). – Ялта : РИО ГПА, 2016–. 2017, вып. 57, ч. 4. – 2017. – 375 с. 32. Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология» [Текст] : журнал : [12+] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Гуманитарно–педагогическая академия (филиал) «Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского» (г. Ялта). – Ялта : РИО ГПА, 2016–. 2020, вып. 68, ч. 4. – 2020. – 365 с. 33. Романовская М. А. Социально–психологические свойства личности в условиях ранней социализации в семье с наемным работником (няней) : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Романовская Мария Александровна; [Место защиты: ФГБУН Институт психологии Российской академии наук]. – Москва, 2021. – 182 с. 34. Сидоров К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психол. журн. 2006. Т. 27, № 6. С. 81–89. 35. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: дис. ... канд. психол. наук. М.: Изд –во Моск. ун–та, 2007. 36. Сидоров К.Р. , Крохина И.Г. Исследование причин тревожности учащихся // Новое образование. 2013. № 1. С. 3–5. 37. Современные вызовы психологии и педагогики [Текст] : ( к 20–летию психологического факультета Нижнекамского филиала Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова) : материалы Всероссийской научно–практической конференции, Нижнекамск, 21 ноября 2017 г. / Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП) ; [редакционная коллегия: А. В. Тимирясов (председатель) и др.]. – Казань : Познание, 2017. – 374 с. 38. Соловьев В.Н. Адаптация, стресс, здоровье: учеб.–метод. пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2005. – 1110[1] с. 39. Справочник педагога–психолога. Школа. 2021. 2021, № 2. – 2021. – 79, [1] с. 40. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1985. – 208 с. 41. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия и профилактика [Текст] : электронный ресурс. – 2–е изд. – Москва : Генезис, 2016. – 139 с. 42. Технологии работы психолога с младшими школьниками : учебно–методическое пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Институт педагогики, психологии и социальных технологий, Кафедра общей психологии ; [авторы–составители: Махмутова Р. К. и др.]. – Ижевск : Удмуртский государственный университет, 2017. – 134 с. 43. Школа для родителей дошкольников [Текст] : образовательная программа / Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области» ; [авторы–составители: Быковская Наталья Юрьевна, Цибикова Оксана Анатольевна]. – Омск : ИРООО, 2018. – 64 с. стр. 4 Иностранные источники 44. Spielberger C.D. Anxiety: Current trends in theory and research. N.Y., 1972. Vol. 1. P. 24–55 45. Zinbarg R.E., Barlow D.H., Hertz R.M. Cognitive–behavioral approaches to the nature and treatment of anxiety disorders // Annual Review of Psychology. 1992. Vol. 43. P. 235–267. Электронные издания 46. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/osobennosti_proyavleniya_trevozhnosti_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Структура бюджетной системы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Общие положения о договоре страхования
Количество страниц:
32
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
реферат
Понятие о первичных и вторичных зонах затылочной и височной коры. Представление о третичных зонах коры.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Медицина
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image