Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения Я-концепции 5
1.1. Понятие Я-концепции 5
1.2. Факторы, влияющие на формирование Я-концепции 7
1.3. Общая характеристика становления и развития Я-концепции 9
Глава 2. Я-концепция старшего школьника 12
2.1. Особенности формирования Я-концепции в старшем школьном возрасте 12
2.2. Позитивная Я-концепция старшеклассников как условие их эффективного взаимодействия в социуме 18
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 24
Читать дальше
В ходе работы была достигнута поставленная цель и получены следующие выводы:
1. Я-концепция трактуется исследователями как система представлений личности о самой себе, система оценок и восприятий личностью самой себя. Структура Я-концепции включает такие элемента, как: компоненты. Модальности, уровни, временные составляющие и искажающие составляющие.
2. На процесс формирования Я-концепции, который начинается еще в младенчестве, оказывают значительное влияние следующие факторы: стиль родительского воспитания, неудачи в жизни ребенка, депрессии, самокритика и др.
3. Формирование Я-концепции начинается с процесса ощущения своего тела, закладываемого еще в младенчестве. Далее личность проходит такие этапы, как ощущение самоидентичности, формирование самоуважения, расширение границ самости, формирование образа «Я», осознанное рациональное управление собой. В юношеском возрасте происходит оформление Я-концепции.
4. Старшеклассники находятся на этапе самоидентификации, которая проявляется в активном сравнении «себя» с «другими». Итогом процесса формирования Я-концепции в старшем школьном возрасте становится стремление к самореализации и саморазвитию.
5. Важным условием эффективного взаимодействия старшеклассников в социуме является формирование позитивной Я-концепции.
Читать дальше
1. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение [Электронный ресурс] // 4BRAIN. – Режим доступа: https://4brain.ru/blog/я-концепция/ (дата обращения 13.04.21).
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
3. Большой психологический словарь / сост. Мещеряков Б., Зинченко В. – М.: Олма-пресс, 2004. – 672 с.
4. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Издательство политической литературы, 1984. – 336 с.
5. Кон, И. С. Психология ранней юности [Электронный ресурс] / И. С. Кон. – 2018. – Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Kon_psihologiya_yunosti.pdf (дата обращения 13.04.21).
6. Никитин, И. В., Никитина, Е. А. Позитивная Я-концепция старшеклассников как условие их эффективного взаимодействия в социуме / И. В. Никитин, Е. А. Никитина // Будущее науки: Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. – С. 125-129.
7. Пакалина, Е. Н. Динамика развития Я-концепции старшеклассников в процессе реализации модели педагогической поддержки [Электронный ресурс] / Е. Н. Пакалина. – 2017. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55919/1/klovsm_2008_03_25.pdf (дата обращения 13.04.21).
8. Палачева, Т. И., Жиляев, А. Г. Формирование «Я – концепции» в детском, подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] / Т. И. Палачева, А. Г. Жиляев // Молодой ученый. – 2010. – №1-2(13). – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/13/1073/ (дата обращения 13.04.21).
9. Синчурина, М. Г. Структура Я-концепции: интеграция научных представлений [Электронный ресурс] / М. Г. Синчурина // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-ya-kontseptsii-integratsiya-nauchnyh-predstavleniy (дата обращения 13.04.21).
10. Сокальский, Э. А. Я-концепция в контексте формирования творческого потенциала старшеклассника: психологический аспект / Э. А. Сокальский // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хеталугова. – 2013. – №2. – С. 101-106.
11. Спиркин, А. Г, Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – М.: Издательство политической литературы, 1972. – 304 с.
12. Становление и развитие Я-концепции [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node64.html#:~:text=На%20пятой%20ступени%20в%20возрасте,%60%60Я%20--%20плохой''. (дата обращения 13.04.21).
13. Фельдман, И. Л. Особенности формирования Я-концепции и ценностных ориентаций у подростков и студентов / И. Л. Фельдман // Личность, интеллект, метакогниции: Исследовательские подходы и образовательные практики: материалы II Международной научно-практической конференции. – Калуга: АФК «Политоп», 2017. – С. 272-283.
Читать дальше