Введение 3
1.Понятие, значение и механизм обеспечения экономической безопасности РФ 5
1.1 Понятие экономической безопасности и организационно-правовой механизм ее обеспечения в Российской Федерации 5
1.2 Таможенные инструменты обеспечения экономической безопасности Российской Федерации 9
2. Основные направления деятельности ФТС РФ по обеспечению экономической безопасности государства 13
2.1Валютное регулирование в механизме таможенного регулирования и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации 13
2.2 Реализация фискальной функции Федеральной таможенной службой Российской Федерации 14
3.Проблемы таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России и пути их решения 19
3.1Проблемы таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России 19
3.2 Совершенствование организационно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства ФТС РФ 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Читать дальше
Экономическая безопасность в процессе глобализации многократно усложняется как состояние экономической системы, в котором угрозы ее целостности и стабильности контролируются и нивелируются, обеспечивается посредством функционирования специальной системы — системы обеспечения экономической безопасности требуют постоянного усовершенствования. Система экономической безопасности обязана поддерживать определенный уровень защиты интересов государства.
Таможенные органы ставят задачей развитие таможенных технологий, от момента ввоза товара и до его выпуска. Использование различных инструментов таможенно-тарифного регулирование обязано обеспечить экономическую безопасность.
Валютный контроль представляет основной компонент предоставления финансовой безопасности, поскольку главная задача валютного контроля – борьба с уходом капитала за границу и отмыванием доходов, что считается существенной угрозой экономической безопасности государства. Механизм валютного контроля призван обнаружить и не допустить действия, которые сопряженные с незаконными операциями с валютой. Одна из основополагающих ролей в гарантировании экономических интересов государства является обязанностью органов таможни. Они считаются органом валютного контроля, действия которого ориентированы на ликвидацию незаконного оттока финансов за рубеж и противостояния сомнительным сделкам. Главные территориальные управления Банка России тоже занимаются проведением валютного контроля.
Об эффективности работы таможни можно судить по поступлению таможенных платежей. Сегодня таможенные платежи выступают как значимый источник образования доходной части федерального бюджета РФ. Наиболее значимыми таможенными платежами являются НДС, таможенные пошлины, единые таможенные платежи с физических лиц, налоги с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, акцизы. Посредствам регулирования размера и использования некоторых видов таможенных платежей государство имеет возможность воздействовать на формирование экономической ситуации, структуры и объемов внешней торговли. Грамотное применение таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, использовать по отношению к ним разные инструменты правового регулирования. В результате чего образуется возможность более полно учитывать потребности и интересы участников ВЭД, и в итоге чего, помогает развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, напрямую сопряженных с международной торговлей товарами и услугами.
Органы таможни как государственные правоохранительные органы, обладают ответственностью за поддержание порядка и соблюдения закона. Тем не менее, особенность органов таможни РФ, которая отличает их задачи от задач других правоохранительных органов – это охрана экономической независимости, экономической безопасности РФ, единства таможенной территории ЕАЭС и экономических интересов страны, поддержка законов в области таможенного дела, гарантирование исполнения гражданами, хозяйствующими субъектами дела. Органы таможни как субъект системы правоохранительных органов для выполнения задач таможенного дела взаимодействуют с другими правоохранительными органами, а кроме того с иными государственными органами и негосударственными организациями.
На современном этапе одним из стратегически важных направлений развития таможенной службы Российской Федерации является совершенствование информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов. Развитие электронного декларирования в сочетании с внедрением таможенных технологий позволило повысить эффективность работы таможенной службы, упростить работу сотрудникам таможни.
Читать дальше
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 2018, № 1.
2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ ( ред. от 05.10.2015) // СПС «Консультант Плюс»
3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(ред.от 24.02.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Указ Президента от 13 мая 2017 г. № 208 «Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс»
6. Алексеева Т.С. Обеспечение экономической безопасности в сфере таможенного регулирования внешнеторговой деятельности. Автореф. дисс. на соискание научной степени кандидата эконом. наук. – Санкт-Петербург, 2013 г. – 26 с.
7. Бабынина Л. О. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность: монография / Л. О. Бабынина, Ю. А. Борко; Федер. гос. бюджет. учреждение науки, Ин-т Европы Рос. акад. наук. — Москва: Весь мир, 2015. — 588 с.
8. Бадмаева Д.Б. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // Аллея науки. — 2018. — Т. 3. № 1 (17). — С. 493-497.
9. Базиев А.Х. Экономическая и национальная безопасность: вопросы взаимосвязи // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 229-232.
10. Белотелова Ж.С. Вклад таможенных органов в обеспечение экономической безопасности страны // Актуальные проблемы развития таможенного дела в условиях современных глобальных изменений: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. — С.23-26.
11. Бородин Д.А. Особенности таможенного декларирования в соответствии с ТК ЕАЭС // Научная гипотеза. — 2017. — №4. — С.89-94.
12. Гутарина О.В. К вопросу о таможенной пошлине и таможенно- тарифном регулировании в связи с образованием Евразийского экономического союза // Реформы и право. — 2014. — № 4. — С. 3 – 11.
13. Дробот Е.В., Агаева Д.Р., Анисимова Е.Д. Оценка эффективности работы таможенных органов Российской Федерации: результаты социологического опроса // Экономические отношения. — 2016. — № 1. — С.3-11.
14. Карпенко Т.Г., Коноваленко О.Л. Деятельность таможенных органов в обеспечении экономической безопасности: монография. –Ульяновск: Зебра, 2016. – 82 с.
15. Кныш С.В., Федорова М.А., Куркина А.И. Правоохранительная деятельность таможенных органoв //Научный альманах — 2015. —№12-1(14). —С.205-207
16. Луцевич Ж.А. Формы правоохранительной деятельности таможенных органов и особенности их реализации //Вестник Полоцкого государственного университета. —2017. — №13. — С.118-123.
17. Масленникова Л.В., Лесных Л.С. К вопросу о восполнении пробелов законодательства о валютном регулировании и валютном контроле // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 759-763.
18. Мариненко Т. В. Администрирование таможенных платежей: понятия, классификация и функции таможенных платежей // Молодой ученый. —2018. — №26. — С.122–127.
19. Матвеева Е.С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 367-369.
20. Прижигалинская Т.Н., Терновский Д.С. Совершенствование механизма разрешения противоречий при администрировании таможенных платежей //БУКЭП. — 2017. — №4. — С.26-39.
21. Сергиенко А. А. Уголовная ответственность за правонарушения в таможенной сфере// Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 141-143.
22. Смоленский М.Б. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Правовые вопросы обеспечения экономической безопасности государства в условиях информатизации общества Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет».— 2018.— С. 270-283.
23. Рыльская М. А., Кожанков А. Ю., Боброва О.Г. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России в условиях функционирования Евразийского экономического союза //Финансы: теория и практика. — 2018. — №4 Т22. —С.88-103.
24. Таможенная служба в 2019 году: ежегодный сборник. – Москва, ФТС России, 2020.-108c.
25. Черемисина Ю.В. Развитие валютного контроля в России // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 581–583.
26. Экономическая безопасность: учебное пособие/ под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити-Дана, 2016 г. – 295 с.
Читать дальше