Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и правовой статус органов обеспечения безопасности и правопорядка в РФ………………………………………………………………5
1.1. Правовой статус сотрудника органов обеспечения безопасности и правопорядка в РФ……………………………………………………………….5
1.2. Особенности уголовно-правовой ответственности сотрудников органов обеспечения безопасности и правопорядка в РФ…………………… 8
Глава 2. Система и компетенция органов обеспечения безопасности и правопорядка в РФ………………………………………………………………10
Глава 3. Характеристика отдельных органов обеспечения безопасности и правопорядка в РФ……………………………………………………………..13
3.1. Федеральная служба безопасности………………………………….13
3.2. Федеральная служба войск национальной гвардии………………...17
Заключение……………………………………………………………...24
Список использованной литературы …………………………………….26
Читать дальше
Одной из важных задач правового государства является защита прав и свобод его граждан. Для решения этой задачи государством создана специальная система правоохранительных органов, реализующая мероприятия по охране правопорядка и защите интересов населения. Являя собой государственную власть и будучи наделенными специальными правомочиями, сотрудники органов безопасности нередко превышают полномочия и становятся субъектами правонарушений.
Одной из важнейших предпосылок обеспечения конституционной безопасности Российской Федерации является законодательное урегулирование связанных с этим вопросов.
Место и роль права в решении проблем ее обеспечения определяется, прежде всего специально-юридическими функциями права, прежде регулятивными и охранительными. Необходимость детального урегулирования всех аспектов обеспечения безопасности государства определяется рядом важнейших обстоятельств.
Во-первых, речь идет о безопасности государства как такового, защищенности основ его конституционного строя, в том числе территориальной целостности и неприкосновенности. Во-вторых, обеспечение безопасности государства, в том числе конституционной, — это одна из наиболее закрытых сфер деятельности органов государственной власти, призванных выполнять эти задачи, и в этом случае возможности для проявления субъективизма наиболее широкие.
В-третьих, конечным результатом обеспечения конституционной безопасности государства является обеспечение безопасности его граждан, их прав и свобод, законных интересов.
Органы федеральной службы безопасности имеют право применять возможности других сил обеспечения безопасности Российской Федерации в установленном федеральными законами порядке. Ключевым образом это относится к органам внутренних дел, внешней разведки, Федеральной пограничной службы, и т.д.
Контроль за работой органов федеральной службы безопасности исполняют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Надзор за исполнением органами федеральной службы безопасности законов Российской Федерации исполняют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Отметим, что в настоящее время имеет место недостаточная правовая обеспеченность президентского контроля за деятельностью ФСБ. О неоднозначной правовой ситуации, связанной с компетенцией главы государства в части, касающейся контроля за деятельностью прокуратуры, свидетельствуют и формулировки ряда указов Президента РФ. Так, в Указе от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» Президент в целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе государственной службы и в соответствии со ст. 80 Конституции РФ.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета № 4831 от 21 января 2009 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018)// Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, № 2, ст. 198. (ред. 24.02.2021)
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 «4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
4. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
5. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) «О судебной системе Российской Федерации».
6. Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. 08.12.2020)
7. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. 24.02.2021) Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. 05.04.2021)
8. Федеральный Закон №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. 09.11.2020).
9. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
10. Федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 № 247-ФЗ.
11. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об оружии».
12. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О противодействии экстремистской деятельности».
13. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 27.12.2019) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
14. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)// СЗ РФ.2000. № 2. Ст. 170.
15. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 05.02.2018) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
16. Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»// СЗ РФ. 2000. №15. Ст.1756.
17. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»
18. Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 158 «О директоре Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующем войсками национальной гвардии Российской Федерации».
19. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»// Рос. газета.1992. 7 апреля.
20. Приказ Росгвардии от 17.11.2016 № 359 (ред. от 08.07.2020) «О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Уставом федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»)
21. Векленко В.В. Уголовное право. Общая часть. – Юрайт, 2019. – с. 279.
22. Гандалоев Р.Б. Технологии борьбы с коррупцией в органах государственной власти. // Государственная служба и кадры, 2021. – № 1. – с. 31-35.
23. Гусев А.В. Правовой статус правоохранительных органов исполнительной власти: теория и практика конституционно-правового и международного договорного регулирования: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011 С. 14
24. Журавлев М.П. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Журавлев М. П., Наумов А. В. и др. — М.: Издательский центр «Волтерс Клувер», 2017. — 519 с.
25. Зотов А.Д., Краснов И.А. Профессиональная деформация следователя: новые формы в современной России // Юридическая наука, 2021. – № 1. – с. 86-89.
26. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) /под общ. ред. О.С. Капинус. - М.: Проспект, 2018. - 1376 с.
27. Козаченко И.Я. Уголовное право. Особенная часть: учебник для бакалавров/И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. – М., 2018. – 740 с.
28. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 2. Особенная часть. Разделы VII—VIII / В. М. Лебедев [и др.] ; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 417 с.
29. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина). - Питер, 2017. – 628 с.
30. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Э.Н. Жевлаков и др.; под ред. А.В. Бриллиантова. 2-е изд. М.: Проспект, 2017. Т. 2. – с. 502
31. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический) / Под ред. А.И. Чучаева. – М., 2019. – 618 с.
32. Литвинова Г. А. Социально-психологическое обеспечение деятельности полиции // Юрид. психология. - 2010. - № 3. - С. 35.
33. Любавина М.А. Квалификация взяточничества (ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ): учебное пособие. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 156 с.
34. Поветкина H.A. Мониторинг коррупцио-генных факторов и эффективности мер по предупреждению коррупционных правонарушений в налоговых органах / Н.А. Поветкина, Ю.В. Пятковская, Ю.В. Трунцевский, Е.В. Рыжова // Всерос. криминологич. журнал. 2018. Т. 12. № 5. с. 641—650.
35. Тамазов Э. И. Латентность коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в сфере охраны общественного порядка // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. — 2019. — № Т. 5 (71). № 1. — С. 336–344.
36. Трунцевский Ю.В. Гражданское общество против бытовой коррупции (зарубежный опыт) / / Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 42—47.
37. Упоров И.В. Рост преступности и пределы государственного вторжения в права и свободы граждан // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021. – № 2. – с. 114-119.
38. Этика следственной деятельности: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А.М. Багмет. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2018. –417 с.
Читать дальше