ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Понятие внешнеторговой политики, ее сущность, цели, задачи и принципы 5
1.2 Основные направления внешнеторговой политики государства 10
1.3 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры 13
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ 19
2.1 Объекты и субъекты внешнеторговой деятельности России 19
2.2 Методы государственного регулирования российской внешнеторговой деятельности 22
2.3 Механизм экспортного и импортного регулирования 27
2.4 Содействие развитию российской внешнеторговой деятельности и ее стимулирование 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Читать дальше
Внешнеторговая политика - государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. В статье рассматриваются основные механизмы государственного регулирования внешней торговли в Российской Федерации.
Достаточно долгое время во внешнеторговой деятельности существуют два вида экономической политики государства: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм – это политика государства, которая ориентируется на защиту интересов отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Свободная торговля – это политика государства, которая основана на свободном развитии внешнеторговой деятельности. У политики свободной торговли существуют свои преимущества и недостатки.
К положительным качествам относится наполнение отечественного рынка недорогими и качественными товарами. Тогда люди смогут приобрести больше товаров по недорогим ценам мирового рынка. У государства будут свои преимущества: оно сможет собрать больше налогов не только с иностранных производителей, которые будут поставлять свои товары, но и с населения, покупающие данные товары. Также иностранные компании будут открывать филиалы для сбыта своей продукции, а это значит, что появятся новые рабочие места для населения. К отрицательным чертам относится падения спроса на отечественную продукцию, так как люди будут предпочитать покупать товары у иностранных производителей.
Методы протекционистского регулирования можно разделить на два вида: тарифные и нетарифные. Тарифные методы регулирования основываются на таможенных тарифах на импорт, а также предполагают экспортные тарифы и таможенные союзы. Таможенные тарифы представляют собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к различным видам товарам, пересекающим таможенную границу. Таможенные пошлины используются в качестве защиты отечественных производителей от более дешевых и качественных иностранных товаров.
Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов, и ограничений экономического характера. Рассмотрим нетарифные методы: введение квот, экономические санкции или эмбарго, а также демпинг и другие.
Функция государства в регулировании сферы международной торговли тесно связана с различными формами её регулирования, такими как институциональная, программная, денежно-кредитная, налоговая, ценовая и т.д. Форму хозяйственного взаимодействия в виде рынка утверждают в процессе становления и оптимизации экономических институтов, в данном случае выступающих в качестве регуляторов и инструментов экономических форм (государственный, коммерческий и социальный заказы). Государственное регулирование внешней торговли является совокупностью форм, инструментов и методов воздействия на различные экономические отношения, которые соответствующие структуры используют в государственных и национальных интересах.
В настоящее время масштабы экспортно-импортных операций Российской Федерации довольно незначительны, учитывая её потенциальные возможности в этой сфере. Однако, несмотря на это в России накоплен довольно богатый опыт во внешнеторговой политике и использовании различных методов регулирования мировой торговли. Чтобы обеспечить равноправное участие России в международной торговле, необходимо выработать эффективные меры противодействия дискриминационным мерам, предпринимаемым в отношении российского бизнеса и товаров со стороны ведущих государств мира и некоторых международных организаций.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
2. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
3. Азнагулова, У. У. Цели и принципы внешнеторговой политики России // Экономика и социум. – 2018. – № 6(49). – С. 72-75.
4. Веселова, Н. А. Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования // Молодой ученый. - 2019. - № 52 (290). - С. 350-352.
5. Ворожцов И.О. Государственное регулирование внешней торговли // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. – 2018. - № 8(06). – С. 66 – 69.
6. Гомон И.В., Беленькая Е.Г. Анализ внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2016 – 2018 годах // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. - № 4-1. – С. 81 - 85.
7. Дегтярева, Е. В. Основные направления совершенствования внешнеторговой политики России на современном этапе // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 20 марта 2018 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 24-27.
8. Джаппарова, Э. Л. Внешнеторговая политика государства // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник научных трудов, Симферополь, 10 апреля 2020 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 256-259.
9. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Исследование тенденций и частоты использования нетарифных мер во внешнеэкономической деятельности на примере технических барьеров во внешней торговле // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 5. – С. 1357-1376.
10. Китиева М.И., Пуоева Л.Б. Основные механизмы государственного регулирования внешней торговли // Colloquium-journal. – 2019. - № 2(26). – С. 61 - 64.
11. Лавина Н.Ю. Основные показатели развития международной торговли // Научные достижения и открытия современной молодёжи. – 2018. - № 17(04). – С. 112 - 115.
12. Лавров В.А. Некоторые вопросы совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности в России // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. – 2017. - № 3. – С. 77 – 87.
13. Мешечкина, Р. П. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности и его совершенствование // Научный журнал Дискурс. – 2019. – № 12(38). – С. 252-259.
14. Мешечкина Р.П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: проблемы и теоретические подходы к их решению // Web of Scholar. – 2016. – № 4(4). – С. 33-35.
15. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. - № 4-1. – С. 158 – 163.
16. Рябошапка, А. И. Внешнеторговая политика государства и формирование интересов участников внешнеторговой деятельности / А. И. Рябошапка // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2017. – № 4(29). – С. 22-29.
17. Цвир Д.П., Титова А.Ю. Внешнеторговая деятельность РФ в современных условиях // Наука и образование сегодня. – 2019. - № 7. – С. 1 - 6.
18. Широкова Е.Ю. Влияние санкций на внешнюю торговлю России // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2019. - № 1(25). – С. 87 – 94.
19. Акимова А.К. Развитие международной торговли как важной составляющей экономики // Молодёжный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf (дата обращения: 16.04.2021).
20. Багдасарян С.А. Сущность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(56). URL: https://sibac.info/archive/economy/8(56).pdf (дата обращения: 16.04.2021).
21. Головин А.А. Специфика таможенно-тарифного регулирования внешней торговли развитых и развивающихся стран // Вестник Евразийской науки, 2019 №1, https://esj.today/PDF/64ECVN119.pdf (дата обращения: 16.04.2021).
22. Зарипова Э.Р. Понятие и сущность международной торговли // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(46). URL: https://sibac.info/archive/social/10(46).pdf (дата обращения: 16.04.2021).
23. Тишков В.Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли. – Режим доступа: http: // textarchive.ru / c-1028068-pall.html (дата обращения: 16.04.2021).
24. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 16.04.2021).
25. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.customs.ru/ (дата обращения: 16.04.2021).
Читать дальше