Дон Жуан - герой мировой литературы, актуальный для писателей и музыкантов всех веков. Обозначенный образ обусловлен принадлежностью к архетипам и выступает носителем традиционных образов. Каждая интерпретация образа включает не только исходный вариант, но и новые смысловые грани, сложившиеся на основе литературного направления и национального самосознания той или иной страны.
Замечательные поэты, писатели, драматурги создали образ Дон Жуана, прославили его в своих произведениях. У Дон Жуана много лиц, много историй о его приключениях. Прочитав литературные тексты, изучив критическую литературу о Дон Жуане, читатель формирует свое представление о герое. Некоторые видят Дон Жуана отшельником, который не нашел общего языка с Богом и который с достоинством и одиночеством ждет своей последней минуты, возможно, найдя в чем-то последнюю, земную радость и красоту.
Так или иначе, черты донжуанизма обнаруживаются в самых разных персонажах, включая героев древних мифов, конкретных исторических персонажей и других художественных персонажей.
Таким образом, сюжет о севильском озорном Дон Жуане был разработан писателями из Испании, Италии, Франции, Англии, Германии и России в период с семнадцатого по двадцатый век. Образ Дона Жуана претерпел множество изменений и по-разному трактовался в разных национальных культурах, в разное время, разными писателями. Его популярность, на наш взгляд, заключается в его универсальности, в том, что он всеобъемлющ. На основе сюжета о Дон Жуане свои идеи могли раскрыть как писатели эпохи барокко в Испании, так и деятели Серебряного века в России, как комедианты, так и трагики. И каждый привнес что-то и в сюжет, и в образ главного героя, нашел свою интерпретацию, отличную от других, выразил свои жизненные мысли.
В каждом веке есть свой Дон Жуан - иногда мечтатель, стремящийся к недостижимому идеалу, иногда фанатик, обожествляющий любовь, которую он воспринимает как единичное проявление воли, единственную связь с высшими силами. Или обреченный на жестокие мучения насмешник, слишком поздно осознавший, что погоня за чувственными удовольствиями опустошает его. Или лицемер против своей воли, вынужденный скрывать свою бунтарскую натуру.
Это поистине вечный образ, образ, которому нет конца, образ живой, меняющийся, актуальный по сей день. Он привлекал и будет привлекать поколения творцов как в литературе, так и в живописи, музыке, театре и кино.