ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………5 1.1. Онтогенез лексической стороны у детей в норме……………………..…5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР…………………………………………………………………………..….14 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ………………………...19 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ………………………………………………...21 3.1 Научно-теоретическое обоснование исследования………………….......21 3.2. Методика констатирующего эксперимента……………………………..22 3.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….33 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….…35

Особенности лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

курсовая работа
Педагогика
34 страниц
64% уникальность
2021 год
16 просмотров
Полякова Ю.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………5 1.1. Онтогенез лексической стороны у детей в норме……………………..…5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР…………………………………………………………………………..….14 ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ………………………...19 ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ………………………………………………...21 3.1 Научно-теоретическое обоснование исследования………………….......21 3.2. Методика констатирующего эксперимента……………………………..22 3.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента………………….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….33 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….…35
Читать дальше
Актуальность исследования. В существующей ситуации в логопедии закрепляется принцип устранения нарушений речевого развития у детей на раннем этапе жизни. Несомненно, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на последующем речевом развитии. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка [Волкова Г.А 2003 С 48]. Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р. Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи» [Левина Р.


Реферат по искусству на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


.Е. 2008 С.21]. Формирование лексических представлений имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, т.к. слово, его значение является средством не только речи, но и мышления [Леонтьев А.Н. 2000 С. 121]. Являясь базисом речевой организации человека, лексика выполняет важную функцию в овладении в полном объеме языком как средством общения, познании окружающего мира, социальной адаптации. Без присвоения лексики невозможно включиться культурную практику общения. Ограниченность словарного запаса создаёт трудности при взаимодействии ребёнка с общим недоразвитием речи (ОНР) со сверстниками и взрослыми. Естественно затрудняется понимание обращённой речи и построение собственных высказываний. Статистически определено, что дисграфия и дислексия чаще всего появляются в результате общего недоразвития всех компонентов языка, и возникают, как правило, у детей с III уровнем речевого недоразвития. Пропедевтика и раннее исправление общего недоразвития речи у детей, развитие лексической стороны речи представляет собой основу полноценного развития личности ребенка. Несомненно, представленная проблема актуальна. Объектом исследования является лексическая сторона речи у старших дошкольников с ОНР. Предмет исследования – изучение состояния лексической стороны речи у дошкольников с ОНР. Проблема исследования: особенности лексической стороны речи у старших дошкольников является актуальной в современной действительности, поскольку сформированность её как компонента структуры языка является необходимостью для коммуникации со сверстниками и взрослыми, а также для освоения знаний при переходе в школу. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
В рамках решения поставленных задач был проведен обзорный анализ научной литературы. Данной проблемой занимались известные психологи и педагоги Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Н. Садовникова, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева и другие. В авторских трудах отмечено, что дети с общим недоразвитием речи характеризуются отставанием в развитии всех речевых компонентов, в том числе лексической стороны речи, это, несомненно, затрудняет понимание обращённой и построение собственной речи. Использование в совокупности психологического и лингвистического подходов в изучении лексики у старших дошкольников с ОНР дало возможность выявить состояние их активного и пассивного словаря и его качественные особенности. Выявлено, что у детей данной категории страдает процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, процесс накопления слов, динамической структуризации слов. Лексический уровень овладения языком у дошкольников с общим недоразвитием речи обладает рядом специфических особенностей: 1. Сужением объема активного и пассивного словаря. Номинативный пассивный словарь в большинстве своем соответствует пониманию обиходно-бытовой тематики. Активный словарный запас значительно отстает от их пассивного словаря. Анализ активного словаря так же подтверждает недостаточную сформированность к предикативной стороны речи. 2. Недостаточной сформированностью лексического значения слова (изменение структуры лексического значения, недостаточный уровень осознания лексического значения слова, ограниченное использование синтагматических связей, преобладание денотативных компонентов над лексико-семантическими). 3. Значительными затруднениями при выполнении заданий на классификацию и группировку (отсутствие выделения основных смысловых частей с одновременным объединением вокруг элементов содержания, крайне малый объем представления об окружающем мире и малый опыт общения со взрослым на познавательные темы).
Читать дальше
1. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Ж. В. Антипова. – М.: Владос, 1998. – 251 с. 2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 354 с. 3. Белякова, Л. И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Л.И. Белякова. – М., 2001.– 304 с. 4. Виноградов, В. В. Избранные труды: Лексикология и лексикография [Текст] / В.В. Виноградов. – М.: Наука, 1997. – с.34-39. 5. Волкова, Г. А. Методики психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] /Г. А. Волкова. – СПб.: Детство - Пресс, 2003. – 168 с. 6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с. 7. Гаркуша Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст]: методические рекомендации для воспитателей / Ю. Ф.Гаркуша. – М.: НПЦ «Коррекция», 2002. – 69 с. 8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Владос, 1961. – 312 с. 9. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Рязань: КнигоМир, 2011. – 320с. 10. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 142 с. 11. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с. 12. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Наука, 2008. – 241 с. 13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2000. 265 с. 14. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]: кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. М.: Просвещение, 1985. – 170 с. 15. Новиков, Л. А. Семантика в русском языке [Текст] / Л. А. Новиков. – М.: Высш.шк.,1982. – 272с. 16. Репина, З. А. Недостатки речи у детей с дефектами анатомического строения речевого аппарата [Текст] / З. А. Репина // Дефектология. -1971.– №5.– С.8-10. 17. Серебрякова, Н. В Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Н. В. Серебрякова. СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 195 с. 18. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург: УрГПУ, 1998. – 52 с. 19. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. - М.: Владос, 2005. – 256 с. 20. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. – М.: Знак, 2009. – 178 с. 21. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. - М. : Наука, 2000. – 241 с. 22. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. — 384 с. 23. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. – 431 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Стандартизация энерго- и ресурсопотребления
Количество страниц:
14
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Мода в музейно-выставочном пространстве: современные практики
Количество страниц:
35
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Искусство
курсовая работа
Курсовая работа по уголовному процессу на тему «Добровольный отказ от преступления»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image