Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования и управления государственного долга 5
1.1 Понятие и субъекты государственного долга 5
1.2 Внутренний и внешний государственный долг 8
2 Особенности управления государственным долгом в Российской Федерации 10
2.1 Методы и способы управления государственным долгом 10
2.2 Государственный долг Российской Федерации 15
2.3 Основные проблемы и способы перспективного управления государственным долгом РФ 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 1 Основные методы управления государственным дол-гом в Российской Федерации ………………………………………………... 32
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решены следующие задачи: В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации «государственный долг – это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государ-ствами, международными организациями и иными субъектами между-народного права». Государственные займы являются основной формой государственного кредита и характеризуются тем, что временно свобод-ные денежные средства предприятий, организаций и населения привле-каются для финансирования дефицита государственного бюджета через выпуск и реализацию государственных ценных бумаг.
Систему управления государственным долгом стоит рассматри-вать как взаимосвязь бюджетных, финансовых, учётных, организацион-ных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга. Управление государственным долгом регулируется Бюджетным Кодексом Россий-ской Федерации. В статье 101 БК РФ указывается, что управление госу-дарственным долгом осуществляется двумя органами: Правительством РФ или уполномоченным им Министерством Финансов РФ. В статье 165 того же кодекса указываются полномочия Министерства Финансов Рос-сии по управлению государственным долгом.
Для реализации вышеперечисленных функций создан Департамент государственного долга и государственных финансовых активов на базе Министерства Финансов. Управление государственным долгом является одним из ключевых направлений макроэкономической политики госу-дарства. Так, с одной стороны, он является толчком для экономического роста, способствует укреплению международного авторитета (при свое-временном выполнении долговых обязательств), стимулирует поступле-ние инвестиций.
Проведённый анализ внешнего и внутреннего долга Российской Федерации показал: внешний долг Российской Федерации имеет дина-мику снижения за анализируемый период, значительно уменьшился за 2015-2016 год на 4353,4 млн. долл. США, к 01.01.2019 г. эта тенденция привела к 49156,5 млн. долл. США, что на 6637,7 млн. меньше, чем в рекордном 2014 г. Россия находится в ситуации обострённых внешних дипломатических и экономических отношений, и отсутствие новых внешних обязательств в этой ситуации можно рассматривать как за-труднённость внешнего кредитования для страны на данном этапе. Внутренний долг России за исследуемый период постепенно увеличива-ется, со значительными увеличениями сначала в 2012 г. на 1250,2 млрд. руб., затем в 2014 сразу на 1519 млрд. руб., незначительно сокращался в 2018 году на 756,4 млрд. руб., к началу 2019 года достиг рекордных значений 9176,4 млрд. руб., увеличившись при этом на 1929,3 млрд. руб.
Государственный долг может привести к негативным экономиче-ским, социальным и политическим последствиям. Государственный долг, являясь сложным экономико-финансовым образованием, требует использования собственной системы методов регулирования. К ним принято относить стабилизационные инструменты, контроль и управле-ние динамикой долга, минимизация государственного внутреннего дол-га, изменение структуры задолженностей экономических субъектов бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, уменьшение государственного долга путём недостаточного финансирования бюд-жетной сферы, уменьшение стоимости обслуживания государственного долга.
Управление государственным долгом происходит постоянно, что требует системности и сплочённости. Но, несмотря на эффективную структуру государственных органов по управлению государственным долгом, так или иначе общая система требует развития и усовершен-ствования из-за постоянно меняющихся внешних и внутренних условий обеспеченья государственного долга.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020).
2. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О еди-ной системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184.
3. Абрекова А. Р., Глотова И. И. Управление государственным внеш-ним долгом в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 176–180.
4. Асеева О.Ю., Герасимова К.С., Чернышова Н.С. Государственный долг и его роль на современном этапе. В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и эко-номического равновесия Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2018. - С. 27-31.
5. Батсайхан Г., Хам Ю.Ю. Государственный долг: причины образова-ния и социально-экономические последствия // E-Scio. – 2018. - № 6. – С. 1 – 4.
6. Береза А.Е. Основы управления государственным (муниципальным) долгом. Аллея науки. – 2018. - Т. 2. № 1 (17). - С. 710-713.
7. Быковская Т.С., Муравлева А.А. Актуальные проблемы управления государственным долгом в Российской Федерации // Colloquium-journal. – 2019. - № 3(27). – С. 1 – 4.
8. Долгодворова К. В., Шакирова Э. Г., Семенова К. А. Государствен-ный долг РФ и его роль на современном этапе // Молодой учёный. - 2017. - №14. - С. 356-358.
9. Дунаева К.Д. Государственный долг Российской Федерации: совре-менное состояние и перспективы // Актуальные проблемы юриспру-денции: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(24). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 73-78.
10. Кажаева М.В. Государственный долг России: современное со-стояние и проблемы развития // Синергия наук. – 2018. - № 19. – С. 475 – 482.
11. Калитвенцев Д.А. Государственный долг и методы управления им. Аллея науки. – 2018. - Т. 2. № 5 (21). - С. 271-274.
12. Макаров М.С. Оценка динамики внешнего государственного долга за период 2013 - 2019 гг. // Синергия наук. – 2019. - № 36. – С. 142 – 145.
13. Минаев Р. М. Государственный долг России и способы его ре-гулирования // Научно-методический электронный журнал «Кон-цепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1476–1480.
14. Цареградская Ю.К. Правовое регулирование государственного долга в контексте долговой политики России на 2017 – 2019 годы // Актуальные проблемы российского права. – 2017. - № 11(84). – С. 91 – 96.
15. Цареградская Ю.К. Теоретико-правовые основы государствен-ного долга Российской Федерации: сущность, содержание и функции // Актуальные проблемы российского права. – 2018. - № 4(65). – С. 69 – 76.
16. Швец Ю.Ю. Проблемы управления государственным долгом в РФ и способы их решения // Трансформационные процессы рыноч-ной экономики. – 2018. - № 6(04). – С. 164 – 176.
17. Шевченко М.В. Проблема сбалансированности бюджетов // Вестник науки и творчества. – 2017. - № 2(14). – С. 193 - 199.
18. Успенская А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения // Экономика: вче-ра, сегодня, завтра. – 2019. - Том 9, № 4-1. – С. 186 – 195.
19. Хамалинский И.В. Государственный долг Российской Федера-ции: современное состояние // Вестник Международного института экономики и права. – 2017. - № 1(26). – С. 32 – 46.
20. Андреева С.А., Аллагулов Р.Х. Инструменты фискальной поли-тики государства // Современные научные исследования и иннова-ции. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74799 (дата обращения: 19.04.2021).
21. Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Гуманитарные научные исследо-вания. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15513 (дата обращения: 19.04.2021).
22. Мардахаева Б.А. Анализ современного состояния управления государственным долгом в РФ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 37(81). URL: https://sibac.info/journal/student/81/158168 (дата обращения: 19.04.2021).
23. Министерство финансов Российской Федерации / Аналитиче-ский раздел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: info.minfin.ru/ (дата обращения 19.04.2021).
24. Сладкова Н.А., Чепрасов М.Г. Пути совершенствования систе-мы управления государственным долгом // Научное сообщество сту-дентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(43). URL: https://sibac.info/archive/economy/6(43).pdf (дата обращения: 19.04.2021).
25. Чернышева М.А., Богомолов А.И. Влияние государственного внешнего долга и санкций на объем ВВП России // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/165618 (дата обращения: 19.04.2021).
26. Яицкая О.В. Пути совершенствования механизмов управления государственным внешним долгом Российской Федерации // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 19.04.2021).
Читать дальше