ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИИ 5
1.1. Сущность и виды ценовой дискриминации 5
1.2. Ценовая дискриминация: экономическая теория и практика правоприменения 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ 17
2.1.Особенности применения ценовой дискриминации в России 17
2.2.Ценовая дискриминация на двухсторонних рынках 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Читать дальше
В результате проведённого нами исследования можно сделать следующие выводы.
В настоящий период времени современный мир построен так, что в большинстве стран многие экономические вопросы решаются с помощью рыночной структуры.
Таким образом, рассмотрим термин конкуренция – соперничество, состязание между участниками рыночной экономики за лучшее условие производства и купли-продажи товаров и услуг. Организации ведут конкуренцию за доступ к ресурсам и рынкам сбыта, за лучшие условия производства. Это явление очень жестоко и присутствует во всех фазах общественного производства. Возможности воздействия отдельных фирм на рынок (т.е. влияние на цены, условия производительности и реализации своей продукции) определяют конкуренцию этого рынка. Серьезным отклонением от образа эффективного рынка является наличие элементов несовершенной конкуренции. Здесь продавцы или покупатели имеют определенное давление на регулирование цены различных товаров, услуг и объёма производства. Именно в этой модели рынка конкуренция несёт ограниченный характер, ощущает давление сил монополий, даже если и имеет место.
Ценовая дискриминация – это ситуация на рынке, где один и тот же товар, услуга продаётся различным покупателям по различным ценам. А. Пигу – английский экономист, представитель неоклассической школы выделил три степени ценовой дискриминации и представил её в современный вид. Первым видом является совершенная ценовая дискриминация осуществляется тогда, когда каждая единица продукции продаётся по максимально возможной цене, которую покупатель готов заплатить. Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости о покупаемого объёма. И ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе деления рынка на сегменты, где выделяются группы покупателей, каждой из которых назначаются определённые цены. Все три степени имеют свои определённые условия.
Проведение ценовой дискриминации возможно только на рынке несовершенной конкуренции в силу наличия у монополиста власти над ценой. Характерными ситуациями в России, с распространённой ценовой дискриминацией являются различия в стоимости билетов в разные сезоны и дни недели, цены на продукцию или услуги в имеют отличия для разных групп возрастов, стоимость товаров и услуг в большинстве случаев различны оптом или в розницу, заранее заказанные и оплаченные товары и услуги могут быть меньше по стоимости, чем приобретённые сразу, стоимость товаров и услуг при использовании купонов и скидочных карт ниже обычной цены, продажа большего количества продукции по стоимости меньшего.
Антимонопольное регулирование следует таким установкам, как: объединение средств влияния на среду монополистом, не имея контакт с ними, с помощью антимонопольных средств, применение штрафных санкций, контроль процессов слияния и поглощения фирм, оказывающие прямое влияние на деятельность монопольных фирм. Рассматривая антимонопольную политику, можно сделать вывод, который гласит, что монополистический диктат противоречит интересам потребителей. Он ведет к общественным потерям, связанным, в частности, с сокращением объема продаж. Однако ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных слоев населения.
Читать дальше
1. Закон Российской Федерации от 24 июня 1992 №319-ФЗ. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/ (дата обращения 18.03.2021).
2. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/ (дата обращения 18.03.2021).
3. Авдашева С. Б., Хомик О. С., Храмова М. Н. Влияние бизнес-практик российских розничных сетей на положение поставщиков до и после введения законодательной регламентации: оценка на основе микроданных // Российский журнал менеджмента. – 2015. – Т. 13. №3.– С. 3-38.
4. Авдашева С. Б., Шаститко А. Е. Конкурентная политика: состав, структура, система // Современная конкуренция. 2010. №1 (19).– С.15.
5. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е. Экономика: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2016. – 269с.
6. Еникеева Д.Д. Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – 2012. – №2. – Т. 21. – С.18.
7. Латышев А.Ю. Механизм ценовой дискриминации в хозяйственной деятельности крупных корпораций в России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – №18. – С. 199-209.
8. Лукашенко М.А. Экономика: учебник в двух частях//Университет «Синергия», 2017. – 364 с.
9. Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. – М.: Новое знание, 2013. – 356с.
10. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985. – 242 с.
11. Пичурин И.И. Общественные издержки монопольной власти//Журнал экономической теории. – 2018. – № 1. – С. 112.
12. Савицкая Е.В.; Экономика для менеджеров//Гос. ун-т – Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента. – М.: Бизнес Элайнмент, 2016. – 351с.
13. Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Болик А. В. Общая экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений. – Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2017. – 214-240 с.
14. Сулакшин С. С., Колесник И. Ю. Крупнейшие российские компании. Эволюция и проблемы. М.: Научный эксперт, 2019. – 168с.
15. Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования//Учебное пособие. – М.: ЮристЪ. – 1996. – C. 89-93.
16. Шаститко А. Е., Павлова Н. С. Пятый антимонопольный пакет: множим сущности или отвечаем на вызовы? // Конкуренция и право. 2018. №2. C. 20–30
17. Экономическая теория. Ценовая дискриминация. – URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/cenovayadiskriminaciya.html (дата обращения 18.03.2021).
18. Paunov C., Rollo V. Overcoming obstacles: the internet’s contribution to firm development // The World Bank Economic Review. 2015. Vol. 29. No. suppl_1. Pp. S192–S204. 12. Pigou A.C. The economics of welfare. Palgrave Macmillan, 2013.
19. Rose J.M., Hensher D.A. Demand for taxi services: new elasticity evidence // Transportation. 2014. Vol. 41. No. 4. Pp. 717-743.
20. Rotemberg J.J., Woodford M. Markups and the business cycle // NBER Macroeconomics Annual. 1991. Pp. 63-140.
21. Van Ark B., O’Mahoney M., Timmer M.P. The productivity gap between Europe and the United States: trends and causes // Journal of Economic Perspectives. 2008. Vol. 22. No. 1. Pp. 25-44.
22. Varian H.R. Price discrimination // Handbook of Industrial Organization. 1989. Vol. 1. Pp. 597–654.
Читать дальше