Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей лидера творческого коллектива в системе дополнительного образования 5
1.1. Понятие лидерства в психологии 5
1.2. Мотивация как фактор формирования лидерства 8
1.3. Специфика управления творческим коллективом 10
Глава 2. Анализ психологических особенностей лидера творческого коллектива в системе дополнительного образования 16
2.1. Материалы и методы исследования 16
2.2. Анализ результатов исследования и диагностика 18
2.3. Система упражнений и игр на развитие лидерских качеств и рекомендации по результатам исследования 26
Заключения 30
Списка литературы 32
Приложения 34
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение психологических особенностей лидера творческого коллектива в системе дополнительного образования. Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрено понятие лидерства в психологии;
- изучена мотивация как фактор формирования лидерства;
- рассмотрена специфика управления творческим коллективом;
- описаны материалы и методы исследования;
- проведен анализ результатов исследования и диагностику;
- рассмотрена система упражнений и игр на развитие лидерских качеств и рекомендации по результатам исследования.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Проблема лидерства многообразна. Существует большое количество концепций научного лидерства в разных областях науки. Однако до сих пор не найдено универсального подхода, который комплексно объясняет феномен лидерства.
Лидер - это человек, способный установить определенные отношения между собой и определенной группой людей или конкретным человеком. Каждый лидер должен обладать необходимыми лидерскими качествами.
Чтобы стать сознательным лидером, вы должны работать над собой каждый день, что предполагает развитие последовательных лидерских навыков.
1. Воля. Сила воли означает способность преодолевать препятствия на своем пути.
2. Настойчивость. На жизненном пути человека возникают всевозможные препятствия. Обычный человек может остановиться или уйти. У лидера такого выбора нет! Он должен быть настойчивым и готовым к встрече с препятствиями.
3. Инициатива и независимость. Лидерство и инициатива как концепции неотчуждаемы. Инициатива в группе людей невозможна без лидерства, как и чувство независимости. Потому что даже для того, чтобы принимать собственные решения, вам необходимо обладать независимостью и инициативой.
4. Адаптивность. Адаптивность - это способность адаптироваться к незнакомым новым возможностям. Это один из основных навыков лидера.
5. Самокритика. Независимо от должности, которую занимает человек, важно, чтобы он самокритично относился как к своим действиям, так и к своим личным действиям. Самокритика - это своего рода баланс самооценки любого лидера.
6. Требовательный. На этом этапе вам нужно понять самое важное для любого лидера - если вы знаете и можете сделать это самостоятельно, то только можно попросить другого сделать это. Если не знаешь и не можешь, не спрашивай.
7. Психическая устойчивость.
Всегда нужно быть готовым к неожиданным и стрессовым ситуациям. И хороший руководитель всегда обладает этими качествами, независимо от условий и окружения.
8. Настойчивость и надежность. Очень часто возникают ситуации, в которых приходится работать на грани сил. Но хороший руководитель всегда может работать, пока не будет достигнут результат. Следует отметить, что это очень редкое качество, которым обладает небольшое количество людей. Но это хороший руководитель, который в будущем придает надежность и силу своим подчиненным.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Берн Э. Руководитель и группа. О структуре и динамике организаций и групп [Текст]: / Э. Берн. - И .: Бомбора, 2015 - 350 с.
2. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношений [Текст]: / А.А. Бодалева. - вопросы психологии. - 2014. - № 1. - С. 25 - 34.
3. Болотова А.К. Психология развития и психология развития [Текст]: Учебник / А.К. Болотова, О. Н. Молчанов. - М .: Ред. Дом Школы Экономики, 2019. - 528 с.
4. Бороздина Г.В. Психология общения [Текст]: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнов. - М .: Издательство Юрайт, 2016 - 463 с.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст]: / Ф.Е. Василюк. - М .: Издательство МГУ, 2009 - 200 с.
6. Вердербер Р. Психология общения [Текст]: / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб .: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.
7. Возрастные особенности интеллектуального развития детей [Текст]: / Под ред. И.В. Дубровина. - М .: ПЕТР, 2012 - 138 с.
8. Волкова А.В. Психология общения [Текст]: / А. И. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 - 445 с.
9. Выготский Л. Психология развития. Избранные произведения [Текст]: / Л. Выготский. - И .: Юрайт, 2016. - 303 с.
10. О.О. Гонина Психология [Текст]: Учебник / О.О. Гониным. - М .: КНОРУС, 2019 - 322 с.
11. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Текст]: / Д. Гоулман. - М .: Альпина, 2012 - 301 с.
12. Искусство лидерства. Тренинги и курсы по развитию социальной инициативы и лидерских качеств у молодежи [Текст]: / Под ред. С.В. Тетерский. - М .: АРКТИ, 2014 - 96 с.
13. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст]: / Б.Д. Карвасарский. - СПб .: Питер, 2006 - 752 с.
14. Кондратьев М.Ю. Замкнутый подросток [Текст]: / М.Ю. Кондратьева. - М .: Верлаг «Институт практической психологии», 2010. - 335 с.
15. Крол Л. Эмоциональный интеллект лидера [Текст]: / К. Леонид. - Альпина Верлаг, 2019 - 107 с.
16. Крылов А.А. Психология [Текст]: Учебник / 2-е издание / А.А. Крылов. Крылов. - Издательский проспект, 2005. - 495 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: весь жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебник. Пособие для учеников высших учебных заведений. Исследование. Учреждения / И.Ю. Кулагина, В. Колюцкий. - М., Юрайт-Верлаг, 2001. - 243 с.
18. Майерс, Д. Социальная психология. 7-е издание [Текст]: / Дэвид Майерс. - Верлаг Петр, 2002 - 800 с.
19. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб .: Питер, 2016 - 583 с.
20. Маркова М.Ю. Развитие лидерских и организаторских способностей в общественном детском объединении [Текст]: / М.Ю. Марков. - М .: Ред. Образование, 2014. - 142с.
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов / Л.Ф. Обухов. - Москва: Юрайт, 2020 - 460 с.
22. Оуэн Д. Справочник / Д. Оуэн. - И .: Библиос, 2017 - 250 с.
23. Сорокоумова Е.А. Психология развития [Текст]: Учебник для академического бакалавриата, 2-е издание, переработанное и дополненное / Е.А. Сорокоумова. - М .: Юрайт, 2018 - 144 с.
24. Хухлаева О.В. Психология развития и психология развития [Текст]: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г. Бубнов. - М .: Издательство Юрайт, 2016 - 367 с.
25. Чернова Г.Р. Психология общения [Текст]: Учебник / Г.Р. Чернова, Т. Слот
Читать дальше