Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению......................5
1.1 Характеристика возрастных особенностей.................................................5
1.2 Компоненты психологической готовности..................................................9
1.3 Диагностика психологической готовности.................................................11
Глава II. Школьная адаптация, ее виды и особенности....................................15
2.1 Определение школьной адаптации............................................................15
2.2 Физиологическая адаптация.........................................................................20
2.3 Психологическая адаптация.......................................................................22
2.4 Личностные особенности младших школьников, влияющие на процесс адаптации..........................................................................................................30
Глава III. Школьная дезадаптация.....................................................................34
3.1 Дезадаптация и дезадаптационные стили...................................................34
3.2 Причины дезадаптации.............................................................................36
3.3 Формы проявления школьной дезадаптации...............................................39
3.4 Диагностика школьной дезадаптации и ее предупреждение....................42
3.5.Коррекционно-развивающая работа.........................................................44
Заключение........................................................................................................48
Список используемой литературы....................................................................49
Читать дальше
Анализ состояния проблемы исследования в теории и практике подтвердил актуальность и своевременность разработки программы адаптации первоклассников к школьному образованию. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что адаптация - это процесс удовлетворения потребностей человека в результате его активного соблюдения требований окружающей среды, новых отношений, деятельности и способности к будущему развитию. Школьная адаптация - одно из направлений социальной адаптации. Адаптация первоклассника к школьной жизни - многогранный процесс, включающий социализацию в группе сверстников, усвоение правил и норм школьной жизни, формирование внутренней позиции ученика.
Адаптируясь к школе, первоклассник проходит четыре стадии адаптации:
- первый этап (начальный). Адаптирующийся индивид усваивает правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне не распознается;
- второй этап (толерантность). И окружение, и индивид признают эквивалентность стандартов поведения друг друга;
- третий этап (адаптация - «размещение»). Этап взаимных уступок: не только индивид принимает и признает систему ценностей новой среды, но и представители этой среды признают некоторые ценности индивида;
- четвертый этап (полная адаптация - «ассимиляция»): индивид полностью принимает новые модели поведения и ценности, но не все дети одинаково успешно адаптируются к школе и новым условиям, поэтому существует три уровня адаптации - высокий, средний. Описаны факторы, влияющие на успешную адаптацию первоклассников к школе.
Читать дальше
1. Абрамов П.С. Возрастная психология. - М: Развитие, 2003. - 704 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательное и образовательное формирование оценки учения школьника.- М.: Развитие, 2004. - 75 с.
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: Развитие, 2000. - 188 с.
4. Баюкова, Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: автореф. дис.: канд. пед. наук / Н.О. Баюкова. – Магадан, 2007. 324 с.
5. Безруких М. М., Князева М. Т., Если ваш ребенок левша. Москва, 2004. с. 21−22, 44−48.
6. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: Наука, 2000. - 132 с.
7. Бисалиева С.К., Пронина М.В. Роль учителя в адаптации ребенка к школе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4 (5). С. 258-260.
8. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова // сб. метод. материалов для администрации, педагогов и школьных психологов. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 123 с.
9. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. 279 с.
10. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. - М., 1984. 287 с
Читать дальше