Введение 3
1. Теоретико-методологические основы анализа проблемы утилизации различных видов отходов в Москве и Московской области 5
1.1. Классификация отходов по экологическому законодательству 5
1.2. Формализация законодательной базы отходов в Москве и Московской области 9
1.3. Положение и методы утилизации отходов 11
2. Анализ и результаты исследования 17
2.1. Эколого-географическая характеристика Москвы и Московской
области 17
2.2. Экологизация системы утилизации отходов в Москве и
Московской области 21
3. Конструктивные решения проблемы утилизации отходов 23
3.1. Актуальные позиции в системе утилизации различных видов отходов 23
3.2. Рекомендации по направлению совершенствования системы утилизации отходов 27
Выводы и предложения 31
Список использованной литературы 34
Читать дальше
В ходе исследований проблемы утилизации различных видов отходов в Москве и Московской области были охарактеризованы и изучены основные поставленные задачи, разработаны предложения по направлению совершенствования системы утилизации различных видов отходов. Сегодня реализация государственной политики в сфере утилизации практически всех видов отходов независимо от их класса опасности и вида затруднена по нескольким причинам:
несовершенная нормативная правовая база;
отсутствие единой информационной сети и базы данных по всем видам отходов, что затрудняет принятие правильных решений;
недолжное исполнение и отсутствие контроля над исполнением существующих законов и иных нормативно-правовых актов;
свалки – это источник вредоносных бактерий, место обитания грызунов и насекомых, которые являются переносчиками многих опасных заболеваний;
некоторые отходы в естественной среде разлагаются несколько десятилетий;
недостаточное финансирование работ.
Решить проблему утилизации отходов можно, только если изменять ее комплексно, регулируя одновременно все механизмы и этапы движения мусора от источника (физ. лица, предприятия) через перевозку к пунктам хранения, переработки или захоронения. Но нельзя забывать о необходимости применения современных научно-технических достижений и управления общественным мнением. Только через активное привлечение населения к существующим в городе проблемам возможна реализация задуманного. Одними репрессивными мерами не обойтись [8].
Вместо строительства мусоросжигательных заводов, которые могли кардинально решить проблему свалок, собираются строить заводы по гидросепарации, но пока это всего лишь проект. Рост уровня жизни и потребительского спроса влечет увеличение количества отходов. Если откладывать решение этой проблемы, то потом платить придется намного больше.
Очевидно, что в сфере экологической безопасности существует широкий спектр проблем, национальных и глобальных. Для их решения предпринимаются усилия как бизнес-сообществом, так и госструктурами. Кроме того, о защите окружающей среды от негативного воздействия следует думать и гражданам.
Экспертные обсуждения показывают, что разработка законодательных инициатив в сфере экологии порождает массу дискуссий. При этом в том числе с помощью их проведения и совершенствуются соответствующие законопроекты. Ключевыми на сегодняшний день являются проекты о ВМР, введении экологического налога и включении экологического сбора в НК РФ, а также о выбросах парниковых газов.
Традиционно население собирает бытовые отходы в полиэтиленовые мешки и выносит в мусорные контейнеры. Отсутствие ГОСТа на полиэтиленовые мешки и бесконтрольность их изготовления приводят к тому, что эти мешки из тонкой пленки часто рвутся и мусор разбрасывается.
В многоэтажных домах мусор выбрасывают в мусоропровод. Стенки мусоропровода зарастают грязью и дурно пахнут, поэтому часто окна мусоропровода заваривают и выносят мусор вручную. В подъездах и во дворах грязно, что связано с непродуманностью системы сбора мусора и пренебрежительным отношением населения к жилому фонду.
В сфере основных организационных мероприятий в области охраны окружающей среды, в которые вносятся мероприятия по утилизации различных видов отходов и наиболее актуальными являются разработка и принятие законодательных и нормативных актов г. Москвы и совместных с органами власти Московской областью, направленных на создание механизмов:
1. Главной особенностью твердых отходов производства и потребления является то, что они могут служить сырье для других производственных процессов и должны естественным путем быть адаптированы к их потреблению.
2. Правовая оценка проблемы накопления твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления может быть решена на основе анализа алгоритма движения отходов.
3. Ответственности хозяйствующих структур и граждан за нарушения природопользования.
Безусловно, развитие технологий и внедрение новых законодательных актов приведет поистине к лучшему результату в области решении проблемы утилизации различных видов отходов, но не стоит забывать о том, что любой переворот нужно начинать постепенно. Необходимо уже с раннего возраста обучать людей относиться бережно к охране окружающей среде, вводить уроки экологии и объяснять населению, что очень важно, серьезно подходить к вопросу об всех аспектах экологической системы
Читать дальше
1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020).
2. Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы № 01-01-14-590/19 от 26.12.2019 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами города Москвы».
3. Закон города Москвы «Об отходах производства и потребления в городе Москве (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.07.2020 №13)
4. Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 17. ст. 2546.
5. Колесников, С.И. Экологические основы природопользования. М.: "Дашков и Ко".2017. с.156-157.
6. Звягинцева, М.С. Кто должен обеспечить утилизацию отходов от использования товаров: изготовитель или производитель? Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 11. с. 46-52.
7. Шадрова, В.А. Мероприятия по обращению с отходами в регионах, в которых отсутствуют объекты размещения отходов, зарегистрированные в ГРОРО. Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 ч. ООО «АР-Консалт». 2018. с. 218–221.
8. Левакова И.В., Арустамов Э.А. «О необходимости комплексного подхода к реализации программы утилизации отходов в год экологии РФ (на примере г. Москва). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки.2017. №3. с.91-98.
9. Попов, В.М. Социально-экономическая оценка объектов размещения отходов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Техника и технологии.2017. № 2 (23). с. 56–65.
10. Филаткина, Ю.Е. Правовое регулирование обращения с вторичными ресурсами. Твердые бытовые отходы.2019. № 3. с. 58–60.
11. Официальный сайт мэра Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/projects/active/ (дата обращения 21.04.2021).
Читать дальше