ВВЕДЕНИЕ................................................................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
1.1. Исследование проблемы адаптации детей к ДОУ в современной литературе............................................................................................................5
1.2. Психолого-педагогические особенности адаптации детей к ДОУ.....................................................................................................................11
1.3. Условия успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению.......................................................................................................17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
2.1. Процедура и методики исследования исходного уровня адаптации детей к ДОУ……………………………………………………………………21
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования……………………………………………………………………….……..31
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
3.1. Программа адаптации детей с учетом психолого-педагогических особенностей………………………………………………………………..…37
3.2. Анализ эффективности программы адаптации детей к ДОУ……45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…49
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….53
Читать дальше
Адаптация - это привыкание или приспособление организма к новой среде. Для ребенка детский сад остается неизвестным пространством, с новой средой и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением и даже перенапряжением психических и физических сил. Происходит серьезная перестройка отношений ребенка с людьми, нарушаются обычные формы жизни, происходит резкое изменение условий существования, которое часто сопровождается сильными эмоциями, снижением речевой и игровой деятельности.
Некоторая категория современных родителей, имея низкий уровень психолого-педагогической культуры, не понимают опасности дезадаптации для здоровья и психики ребенка. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. В курсовой работе были сформулированы рекомендации для родителей, чьи дети поступают в детский сад. Для оценки адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада целесообразно проводить мониторинг – ведение адаптационных листов. В процессе обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада целесообразно применять различные методы для определения адаптированности и построения целенаправленной работы с ними.
В МДОУ ДС КВ № 32 «Светлячок» г. Подольск была разработана программа сопровождения детей к условиям детского сада. Благодаря данной программе были получены положительные результаты в этом процессе. Это позволило целенаправленно построить процесс работы с детьми в рамках педагогического процесса. Можно отметить, что в результате данной исследовательской работы выдвинутая гипотеза была подтверждена.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: КноРус, 2013. - 176 c.
Монографии, учебники, учебные пособия
2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М: Медицина, 2017. – 304 с.
3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детским сад / Под ред. Л.И. Каплан - М.: Просвещение, 2019. – 80 с.
4. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2016. – 240 с.
5. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина, Н.П. Черкасова. - Волгоград: Панорама, 2016. – 128 с.
6. Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программы дошкольного образования / Т.М. Горюнова. - М.: Сфера, 2019. – 128 с.
7. Григорьева Г.Г. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336 с.
8. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду / Е.В. Жердева. - Ростов-на- Дону: «Феникс», 2016. – 192 с.
9. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2016. – 112 с.
10. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвешение, 2015. - 112 с.
11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 205 с.
12. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 176 с.
13. Монина Г.Б. Проблемы маленького ребенка / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова. - М.: Речь, 2018. – 238 с.
14. Никифорова Г.С. Психология здоровья дошкольника / Г.С. Никифорова. - М.: Речь, 2020. – 416 с.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Владос, 2017. – 530 с.
16. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2017. – 176 с.
17. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2015. – 119 с.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.
Статьи
19. Аверьянова О.В. Детский сад и семья – единое пространство / О.В. Аверьянова // Управление ДОУ. - 2020. - №5. – С. 98-101.
20. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. // Ребенок в детском саду. – 2019. - №5. – С. 49-53.
21. Айсина Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. // Ребенок в детском саду. – 2019. - №6. – С. 46-51.
22. Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду / Л.Баданина // Дошкольное воспитание. – 2019. - №5. – С. 10-13.
23. Васильева Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2020. - №10. – С. 45-46.
24. Васильева Н. К вопросу о психической адаптации детей дошкольного возраста / Н.Васильева // Дошкольное воспитание. – 2019. - №2. - С. 35-38.
25. Васильева Н. К вопросу о социально-психической адаптации / Н.Васильева // Дошкольное воспитание. – 2019. - №8. – С .16-18.
26. Гризик Т. Участники адаптационного периода: ребенок – родители – педагоги / Т.Гризик // Дошкольное воспитание. – 2020. - №9. - С. 57-61.
27. Доронова Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. Доронова // Обруч. – 2020. - №5. - С. 32-34.
28. Зверева О.А. Сотрудничество с родителями детей раннего возраста / О.А. Зверева // Управление ДОУ. 0 2019. - №6. - С. 94-99.
29. Кожина А.Л. Заблаговременное знакомство: модель психолого-педагогической помощи семье в адаптации детей к детскому саду / А.Л. Кожина // Детский сад. Управление. - 2019. - №3. – С. 4-5.
30. Куркина И. Адаптация к детскому саду / И.Куркина // Газета для родителей. – 2019. - №9/51. - С. 3-4.
31. Куркина И. Адаптация к детскому саду / И.Куркина // Газета для родителей. – 2019. - №10/52. - С. 8.
32. Ларионова Г.Б. Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ / Г.Б. Ларионова, А.И. Данюкова, Е.А. Каралашвили, О.А. Слизкова // Управление ДОУ. – 2019. - №3. – С. 80-89.
33. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении / Л.И. Лукина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2020. - №5. - С. 40-50.
34. Орлова О.Н. Новые формы работы с семьей, имеющей детей раннего возраста / О.Н. Орлова // Детский сад. Управление. – 2019. - №1. - С. 9.
35. Островская Т. Детский сад понарошку: игровая методика введения детей в детсадовский образ жизни / Т. Островская // Детский сад со всех сторон. – 2019. - №29. - С. 3-4.
36. Смирнова Е. Как помочь ребенку адаптироваться к дошкольному учреждению / Е.Смирнова // Дошкольное образование. – 2020. - №15. - С. 8-13.
37. Стеркина Р. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений / Р. Стеркина, О. Князева // Дошкольное воспитание. – 2019. - №2. - С.12-16.
38. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. -2018. - №8. - С. 12-15.
Читать дальше