Для достижения цели данной работы, а именно выявления проблем планирования и реализации национальных проектов, были последовательно решены поставленные задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы применения проектного подхода в государственном управлении для реализации целей государственной политики. На основе анализа тематической литературы и с учетом поставленных в исследовании задач сформулировано определение понятия проектного подхода: это определенная система организации работы для решения конкретных проблем в условиях ограничения различных ресурсов (времени, финансов и т.д.). Также предложено авторское определение понятия проект: проект – это целенаправленное, управляемое мероприятие по изменению состояния системы или объекта, осуществляемое в условиях заданных ресурсных ограничений. Также в данной главе были изучены аспекты программно-целевого планирования через призму национальных проектов. В настоящее время приоритетные национальные проекты являются основным способом осуществления государственной политики, направленной на решение крупных социально- экономических проблем. Выявлено, что в качестве механизма реализации приоритетных национальных проектов выступает формирование системы государственных программ, а именно федеральных целевых программ, региональных целевых программ и долгосрочных целевых программ.
Проведен анализ проблем реализации национальных проектов. Определено, что на современном этапе процесс реализации национальных проектов осуществляется с учетом проблем и трудностей, возникших на предыдущих этапах внедрения проектного подхода, в частности, устраняются недочеты нацпроектов. В связи с этим в настоящее время реализация национальных проектов осуществляется в несколько ином ключе: на более высоком уровне организовано правовое и методическое сопровождение реализации проектов, информированность населения о проектах выше, чем была на первом этапе, иначе организован механизм взаимодействия органов власти.
Во второй главе охарактеризованы применяемые в Красноярском крае национальные проекты на примере г. Норильска. Выявлено, что регион в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2019 № 204 участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Анализ механизма финансирования края показал, что в целях достижения результатов федеральных проектов большая часть средств (97,42%), необходимых для реализации региональных проектов, поступит из федерального бюджета, также планируется привлечь внебюджетные источники и средства бюджетов края и муниципалитетов. В третьей главе выявлены трудности в исполнении поставленных президентом задач в условиях реализации национальных целей развития. При этом главной трудностью реализации национальных целей выступает существующие бюджетные ограничения, а также большой объем работы, который необходимо провести регионам для выстраивания эффективной и действенной системы проектов.
Далее были определены особенности планирования и возможности реализации национальных проектов в Красноярском крае. Выявлено, что планирование и реализация национальных проектов в Красноярском крае, как и в ряде других регионов, осуществляется с применением стандартов и методологии, разработанной Федеральным проектным офисом. Поскольку проектное управление в некотором смысле является новацией государственного управления, регионы, в том числе и Красноярский край, сталкиваются с некоторыми трудностями, в том числе с бюджетными ограничениями, необходимостью встраивания региональных проблем и особенностей в систему национальных проектов, сложностью долгосрочного и среднесрочного планирования в стремительно меняющихся условиях осуществления деятельности государственных органов и бизнеса.
В то же время реализация национальных проектов позволяет региону решить системные проблемы социальной и экономической сферы, даёт возможность получить финансовую помощь федерального центра для решения ряда задач регионального управления.
Повышение эффективности реализации нацпроектов может быть достигнуто с помощью улучшения качества государственного управления расходами. Повышение прозрачности как в части отчетности о расходовании государственных средств на нацпроекты, так и в части процедур, необходимых для получения государственных средств. Такие меры могли бы в том числе повысить степень исполнения запланированных расходов.
Повышение степени подотчетности: необходимо создание четкого института реализации расходов на нацпроекты, включающего прозрачные санкции в случае недостаточной или некачественной реализации для ответственного лица. Для повышения темпов экономического роста может быть использована обратная мера увеличения госрасходов – снижение налогов. Фискальный доходный мультипликатор в России также невелик, снижение налоговых сборов на 1 % ВВП приведет к повышению темпов роста ВВП на 0,69 % через год (и на 0,75 % через два). К примеру, повышение НДС с 2020-го, по данным ЦБ, обеспечило изъятие средств из экономики примерно в размере 0,55 % ВВП в год. То есть симметричное снижение налогов (или не повышение НДС) позволило бы увеличить ВВП примерно на 0,4 п. п. (0,55*0,75). Таким образом, снижение налогов было бы в лучшем случае сравнимо по эффекту с увеличением госрасходов за счет нацпроектов. В условиях пандемии властям пришлось вводить налоговые каникулы и отсрочки для отдельных отраслей – их эффекты можно будет оценить уже к концу 2022 года.