Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность и значение саморегуляции в вооруженных силах РФ…….5
1.1. Понятие и основные черты саморегуляции………………………….5
1.2. Значение саморегуляции для военнослужащих……………………8
2. Основные приемы управления вниманием военнослужащих………14
2.1. Приемы эмоционально-волевой саморегуляции и управления вниманием военнослужащих……………………………………………………14
2.2. Особенности управления вниманием военнослужащих…………..21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….30
Читать дальше
Совладание военнослужащих с чрезвычайными ситуациями, их восприятие и оценка как нежелательных факторов обуславливаются не только врожденными, биологически закрепленными способами, сколько всем комплексом личностных проявлений, сформировавшихся в процессе развития и жизнедеятельности в определенной социальной среде.
Служба в Вооружённых Силах непосредственно связана со стрессом. Военнослужащие ежедневно попадают в различные стрессовые ситуации и, конечно же, пытаются с ними справиться разными способами, которые принято называть саморегуляцией.
Психологическое содержание понятия воли включает в себя сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевую саморегуляцию следует рассматривать как составную часть произвольного управления личностью своим поведением и деятельностью.
Структура волевой саморегуляции личности состоит из трех блоков: побудительного, исполнительного и результативного, которые в свою очередь включают следующие компоненты: самостоятельность при выборе цели, ее осознанность, способы реагирования на удачи и неудачи, способы реализации целей (внешние и внутренние), самовоспитание, эмоциональные реакции при столкновении с трудностями, удовлетворенность собой и др. Основываясь на этих теоретических данных, можно строить экспериментальный план по изучению особенностей развития волевой саморегуляции военнослужащих.
Результативность воспитательной работы способствует повышению личной активности военнослужащих в выполнении служебных обязанностей, достижению ими высоких показателей в службе, профессиональной карьере и завоеванию более высокого служебного и социального статуса. Воспитательная работа формирует благоприятные условия для единого понимания целей и задач субъектами и объектами военно-социального управления, способствуют их взаимной заинтересованности в конечных результатах.
Особым отрицательным психическим состоянием является психическая напряженность. Она вызывается не только ситуацией опасности, риска, но и необходимостью обстановки, возрастанием ответственности, необходимостью выполнения задачи, связанной с большими трудностями.
Степень напряженности в условиях боя, ее длительность и влияние на деятельность зависят не только от характера боевой задачи, обстановки, вида оружия, но и от индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков, основных свойств нервной системы, эмоциональной устойчивости. Поэтому в одной и той же ситуации степень напряженности у разных людей бывает разная. Напряженность как состояние затрагивает всю психику и влияет как на характер и уровень психической активности в целом, так и на отдельные психические функции.
Анализ современной практики по службе в Вооруженных Силах позволяет выявить особые условия осуществления профессиональной деятельности военнослужащих, определяющие значительное возрастание ее интенсивности и напряженности. В свою очередь это оказывает значимое воздействие на личность военнослужащего и его индивидуально-психологические характеристики, способствуя увеличению количества негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, являющихся причинами возникновения и накопления длительных стрессовых состояний.
Стрессоустойчивость как фактор эффективного выполнения служебных и боевых задач необходимо рассматривать как комплексное свойство личности, характеризующееся степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных внешних и внутренних факторов, возникающих в процессе жизнедеятельности и проявляется в доминирующих функциональных состояниях и уровне работоспособности.
Читать дальше
1. Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков. – М.: Перре, 2014. – 168 с.
2. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость сотрудников Вооруженных Сил / Н. И. Бережная // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы3-го Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2013 г.: в 8 Т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. – 489 с.
3. Гоулмен Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. А. Лисицыной. / Гоулмен Д., Бояцис Р., Макки Э. - М.: Норма, 2005. – 301 с.
4. Ефимов М.В. Эмоциональный компонент психологической готовности военнослужащих как фактор адаптации к военной службе / Ефимов М.В. // Материалы региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. С. 106-110.
5. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции / О.А. Конопкин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 2. №1. С. 27-42.
6. Логинов И.П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности / И.П. Логинов. – М.: Военный университет, 2017. – 160 с.
7. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 118-127.
8. Маркелова Т.В. Роль агрессии в формировании психологической готовности военнослужащих по призыву / Маркелова Т.В., Ефимов М.В. // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов». – Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. С. 22-24.
9. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу / К. В. Судаков. – М.: Норма, 2012. – 140 с.
10. Хамбергер Л.К. Формирование навыков контроля стрессовых состояний / Л.К. Хамбергер, Д.М. Лоор // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышовой. – М.: Радикс. 2015. – 260 с.
Читать дальше