В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение особенностей разработки методических указаний для решения задач повышенной сложности по теме: «Законы сохранения энергии и импульса». Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрено понятие текстовая задача;
- изучена характеристика текстовых задач;
- рассмотрены особенности изучение темы «Законы сохранения энергии и импульса»;
- выявлены методы решения задач повышенной сложности по теме: «Законы сохранения энергии и импульса.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Во-первых, нельзя решить задачу, не поняв ее содержание. Следовательно, умение решать текстовые задачи говорит об одной из самой важной способности человека - способности понимать текст. Критерием понимания задачи является факт решения задачи.
Поэтому решение текстовых задач - это деятельность, весьма важная для общего развития. Обучая решать текстовые задачи, мы приучаем ориентироваться в ситуациях, делаем человека более компетентным.
Для этого нужно расширить тематику задач, давать детям задачи, разнообразные по тематике.
Во-вторых, решение задачи арифметическим методом - чуть ли не единственный путь для объяснения ученикам того, чем вообще занимается математика, - объяснения метода математического моделирования.
Ученик читает условия, характеризующие некоторую бытовую ситуацию, переводит эту ситуацию на математический язык и затем решает уравнения, уже не думая о данной бытовой ситуации.
Наконец, он получает результат на языке этой модели и переводит его на естественный язык. Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретённых умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся.
Решение различных видов текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствует развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, развитию умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли.
Для ускорения приобретения навыков решения, учителем должны быть представлены алгоритмы, системы приемов поиска решения задачи, иллюстрации, схемы, таблицы, способствующие более конкретному наглядному представлению об отношениях между частями задачи, связях между величинами, порядке этих связей.
В результате проведенных опытов и изучения теоретического материала, на основе наблюдений за движением тел до столкновения и после него, можно заметить, что если скорость одного шара уменьшилась, то скорость второго шара увеличилась. В результате механического взаимодействия тел происходит обмен скоростью движения. Скорость каждого из тел меняется во время соударения. То есть скорость не является сохраняющейся мерой механического движения. При взаимодействии тел сохраняется произведение массы на скорость, т.е. импульс системы тел. Справедлив закон сохранения импульса: геометрическая сумма импульсов всех тел, входящих в замкнутую систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой. Гипотеза подтвердилась. При выполнении работы оказывалась следующая поддержка научным руководителем: помощь в подборе литературы, структурировании материала, предоставлении оборудования для проведения эксперимента. Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках физики и занятиях элективного курса.
Программа факультативного курса должна быть направлена на расширение и углубление знаний по предмету, а так же должна быть разработана с учетом первоначального уровня знаний учащихся по теме «Решение текстовых задач в основной школе».
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.