Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования 5 1.1. Понятие «зрительное восприятие» 5 1.2. Особенности развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения 8 Глава 2. Эмпирическое исследование развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования 13 2.1. Организация, методы и результаты исследования 13 2.2. Разработка занятий по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования 20 Заключение 26 Список литературы 28

Развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования

курсовая работа
Психология
28 страниц
62% уникальность
2021 год
40 просмотров
.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования 5 1.1. Понятие «зрительное восприятие» 5 1.2. Особенности развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения 8 Глава 2. Эмпирическое исследование развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования 13 2.1. Организация, методы и результаты исследования 13 2.2. Разработка занятий по развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования 20 Заключение 26 Список литературы 28
Читать дальше
Актуальность. В настоящее время остается актуальной проблема обучения детей со зрительными нарушениями в условиях общего образования. После перехода детей из специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения в общеобразовательную школу, учащиеся, имеющие зрительную патологию, сталкиваются с рядом трудностей, связанных с состоянием зрительных функций.


Ищешь написание диплома на заказ в москве ? Сервис Work5 поможет.


Прежде всего нарушения зрения оказывают отрицательное влияние на слаженность триединства механизмов зрительного восприятия, негативным образом влияют как на уровень психофизического развития детей в целом, так и на уровень зрительной перцептивной готовности к учебной деятельности. Трудности в обучении у данного контингента обусловлены, прежде всего, своеобразием проявления основных свойств восприятия. Так, например, при патологии зрения ослабляется интерес детей к зрительной среде, что влияет на такие свойства зрительного восприятия, как активность и избирательность. Нарушение предметности зрительного восприятия часто приводит к схематизму зрительных образов. В условиях нарушенного зрения страдает целостность зрительного восприятия. Зрительный образ становится фрагментарным, что обусловливает неполное и неточное отражение в сознании ребёнка внешнего мира. Кроме того, в условиях зрительной недостаточности формирование и опознание зрительных образов имеет особую специфику. Ухудшение качества и скорости различения признаков объектов снижает константность восприятия. Возникновение трудностей при вычленении ребёнком в объекте существенных признаков, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия. Таким образом, рассматривая зрительное восприятие как процесс формирования зрительного образа объекта, осуществляющегося в процессе отражения его свойств и признаков, становится очевидным, что своеобразие различных свойств восприятия приводит к нарушению формирования зрительного образа и, как следствие, к снижению темпа зрительной работы, возникновению трудностей в обучении. В то же время современными тифлологическими исследованиями С.Г. Генкиной, Е.В. Замашнюк, Г. В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, А.В. Потемкиной, Л. В. Фомичёвой доказана возможность овладения детьми, имеющими нарушения зрения, общеобразовательными программами наряду со зрячими учащимися в условиях общего образования. При этом подчеркивается необходимость продолжения оказания им специальной помощи, включающей лечебно-восстановительную и коррекционно-развивающую, в которой работа по развитию зрительного восприятия должна быть приоритетным направлением. Объект исследования: развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения Предмет исследования: развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования. Цель исследования: изучить развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования. Задачи исследования: – рассмотреть понятие «зрительное восприятие»; – выявить особенности развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения; – провести эмпирическое исследование развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования. В исследовании используются следующие методы: анализ научно-методической литературы, синтез, обобщение, наблюдение, тестирование. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операционное значение; это сложная, системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания у детей с нарушением зрения. Физиологический механизм зрительного восприятия детей с нарушениями зрения остается таким же, как у детей с нормальным зрением, но есть снижение некоторых особенностей восприятия. У детей с нарушением зрения ведущей остается зрительная ориентация, что отражается на объеме, качестве и скорости получаемой поврежденным анализатором информации. Это влечет за собой обеднение чувственного опыта ребенка, затруднение ориентировки в пространстве, дисгармоничное развитие сенсорных и интеллектуальных функций, что влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Основываясь на результаты, полученные нами в ходе проведенного эксперимента, можно сделать выводы о том, что младших школьников с нарушением зрения, принимавших участие в эксперименте, характерен средний и низкий уровни развития зрительного восприятия. Учащиеся затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, затрудняются при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга, не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д, что создает определенные трудности в усвоении учебного материала. Развитие зрительного восприятия младших школьников – одна из наиболее актуальных проблем обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, чтобы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания – всестороннего и гармонического развития личности. Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. Зрительное восприятие у младших школьников – это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда. С этой целью можно использовать игры и упражнения, которые подразумевают правильное соотнесение слова-названия с предметом, которое оно обозначает, что будет способствовать не только закреплению в сознании ребенка образа предмета, но и даст возможность вызвать данный предмет, свойство или отношение в памяти ребенка. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. Москва, «Прогресс», 2014. – 120 с. 2. Агранович, З. Е. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у младших школьников и младших школьников / З. Е. Агранович. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 40 с. 3. Алиева, Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия / Н. З. Алиева. – М.: Академия, 2018. – 108 с. 4. Астапов, В. М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / В. М.Астапов, Ю. В. Микадзе. СПб, 2016. – 403 с. 5. Ермолович, З. Г. Тифлопсихология: особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими: учебно-методическое пособие / З. Г. Ермолович. – Минск, 2014. – 71 с. 6. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская / Под ред. А.В. Запорожец. – М. : Просвещение, 2017. – 327 с. 7. Земцова, М. Н. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. Н. Земцова. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с. 8. Лапшин, В.А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение,2017. – 130 с. 9. Леонтьев, А. Н. Восприятие и деятельность / А. Н. Леонтьев. – М.: Издательство Московского университета, 2016. – 150 с. 10. Лубовский, В. И. Специальная психология / Под редакцией В. И. Лубовского. – М.: Академия, 2015. – 139 с. 11. Любимов, В. В. Психология восприятия / В. В. Любимов. – М.: Эксмо, 2017. – 120 с. 12. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие / А.Г. Литвак. – СПб. : РГПУ, 2018. –271 с. 13. Литвак, А.Г. Тифлопсихология / А.Г. Литвак. – М.: Просвещение,2015. – 248 с. 14. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина – М.: РАОИКП, 2015. – 130 с. 15. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина – М.: Просвещение, 2016. – 128 с. 16. Тинькова, Е.Л. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения / Е.Л.Тинькова, Г.Ю. Козловская– Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2019. – 137 с. 17. Солнцева, Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) / Л. И. Солнцева. – М. : Классикс Стиль, 2016. – 256 с. 18. Солнцева, Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л. И Солнцева. – М. : Просвещение, 2014. – 250 с. 19. Солнцева, Л. И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л. И. Солнцева. – М. : Просвещение, 2009. – 110 с. 20. Стернина, Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих дошкольников / Э. М. Стернина. – М.: Просвещение, 2016. – 156 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Понятие, виды и формы сделок
Количество страниц:
29
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Совершенствование организационной структуры управления предприятием
Количество страниц:
30
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория организации
курсовая работа
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В АСПЕКТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Межкультурная коммуникация
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image