?>
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОПЫТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ....................................................................7 1.1. Понятие социального опыта с точки зрения различных авторов..................7 1.2. Особенности развития социального опыта у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................21 1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социального опыта............27 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ...............................................34 2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики социального опыта младших школьников............................................................34 2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня развития социального опыта младших школьников..............................................................44 2.3. Описание хода работы по использованию сюжетно-ролевой игры в развитии социального опыта младших школьников...........................................53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................67

Сюжетно-ролевые игры в начальной школе, как часть формирования социального опыта

дипломная работа
Психология
70 страниц
71% уникальность
2021 год
119 просмотров
Дмитрий Ж.
Эксперт по предмету «Педагогическая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОПЫТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ....................................................................7 1.1. Понятие социального опыта с точки зрения различных авторов..................7 1.2. Особенности развития социального опыта у детей младшего школьного возраста...................................................................................................................21 1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социального опыта............27 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ...............................................34 2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики социального опыта младших школьников............................................................34 2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня развития социального опыта младших школьников..............................................................44 2.3. Описание хода работы по использованию сюжетно-ролевой игры в развитии социального опыта младших школьников...........................................53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................64 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................67
Читать дальше
Актуальность. Обучение и воспитание личности младшего школьника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Одной из актуальных проблем является подготовка учащихся более адаптированных к окружающему социуму. Решение этой проблемы связано непосредственно с формированием личности в деятельности, где основными формирующими средствами выступают такие виды, как игра и учение, музыка, изобразительное искусство, физкультура. Для младших школьников учение как новый вид деятельности первоначально не может полностью заменить игру, самостоятельную и яркую для ребенка деятельность. В то же время сама игра сегодня по своей сути социальна, так как отражает те социальные нормы и установки и тот социальный опыт, который приобретается детьми при выполнении социально значимых ролей в игре как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Исследования отечественных педагогов и психологов Н.К.Крупской, А.С.


Если вам необходимо выполнение презентации в powerpoint на заказ , обратитесь к специалистам Work5.


.Макаренко, Н.Н.Подьякова, Д.В.Менджерицкой, Т.А.Репиной, М.Н.Алиева, Д.М.Маллаева, Д.Б.Эльконина, A.J1.Люблинской и др. и практика обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста показали, что игра является ведущей деятельностью даже у младших школьников, но ее активность снижается, она остается необходимой для поддержания эмоционального равновесия и приобретения социального опыта, хотя основной акцент переносится на учение. Сегодня в школах очень мало играют с младшими школьниками и подростками, преобладает дидактизм. Младшие школьники и подростки сегодня больше играют в компьютерные и дидактические игры, что значительно снижает положительное влияние других игр (сюжетно-ролевых, театрализованных, творческих, спортивных и деловых) на всестороннее и творческое развитие ребенка и социализации его личности. В школах наблюдается незаслуженное снижение игровой деятельности у детей младшего школьного возраста. Развитие игры как деятельности и ее активизация у детей младшего школьного возраста является для них основой формирования социального опыта, навыков, игровых действий, ролевых воплощений. Наряду с этим, игры способствуют воспитанию личностных качеств (воли, настойчивости, стремления к преодолению трудностей, упорства в достижении цели), развитию нравственных, общечеловеческих ценностей (правдивости, духовности, честности, сочувствия, ненасилия, истины, любви) особенно в условиях совместной игровой деятельности, без прямого вмешательства педагога. Вышеуказанные качества, навыки, ценности воспитываются и формируются в игре во всех формах школьной и внешкольной работы, что обеспечивает качество содержания как игровой, так и учебной деятельности. Важным моментом при этом является сохранение в начальной школе преемственности в организации и руководстве игрой учащихся, в которой взрослый становится непосредственным участником совместной деятельности. В связи с этим сю-жетно-ролевая игра в младшем школьном возрасте не рассматривалась как средство социализации личности, что требует сохранение ее в начальной школе. Поэтому актуальным является использование в начальной школе игры, которая обеспечивает решение проблемы социализации личности младшего школьника. Цель – изучить сюжетно-ролевые игры в начальной школе, как часть формирования социального опыта. Задачи: – рассмотреть понятие социального опыта с точки зрения различных авторов; – изучить особенности развития социального опыта у детей младшего школьного возраста; – рассмотреть сюжетно-ролевую игру как средство развития социального опыта; – рассмотреть описание диагностических методик и показателей диагностики социального опыта младших школьников; – провести анализ результатов диагностического исследования уровня развития социального опыта младших школьников; – рассмотреть описание хода работы по использованию сюжетно-ролевой игры в развитии социального опыта младших школьников. Объект – формирование социального опыта у младших школьников. Предмет –сюжетно-ролевые игры у младших школьников. Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что игра (сюжетно-ролевая) впервые рассматривается как средство социализации младшего школьника. Раскрыта организация, предложена система диагностических, педагогических и психологических методик, направленных на коррекцию и формирование социально значимых навыков, качеств и ценностей. Результаты исследования показывают возможности игры как средства социализации личности младшего школьника. Выделена значимая и актуальная функция игры - социально-адаптивная. Практическая значимость работы определяется тем, что предложены научно обоснованные пути организации игровой деятельности младших школьников; обозначены педагогические условия для развивающего обучения, а также методика организации игры и руководства игровой деятельностью, направленная на социализацию личности. Гипотеза исследования состоит в том, что: - если игра продолжает оставаться одной из значимых наряду с учением, то при правильной организации и руководстве она будет обеспечивать развитие школьников; - выявление и применение потенциальных возможностей сюжетно-ролевых игр позволит оптимизировать условия адаптации младших школьников. Методы исследования в работе – сравнение и анализ. Применены эмпирические методики: 1. Опросник «Предпочтения» Ю.Ф. Гущина. 2. Методика изучения мимической моторики (Г.А. Волкова). 3. Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова). 4. Модификация теста «Распознавание эмоций» (по Т.В. Чередниковой). Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Игра регулирует не только поведение детей, но и их внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная площадка, где дети могут проявить инициативу и творчество. И в то же время именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и учатся действовать правильно. Игра формирует первоначальный социальный опыт детей - коммуникативный, развивающий способность детей взаимодействовать друг с другом, со взрослыми. Сюжетно-ролевые игры в сочетании с другими образовательными средствами являются основой формирования гармонично развитой активной личности, способной найти выход из критической ситуации, принять решение, проявить инициативу, т.е. необходимо в будущей жизни. Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующие выводы: 1. Ведущее занятие дошкольного возраста - ролевая игра. Именно в нем формируются и наиболее эффективно развиваются основные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. 2. Игра имеет особое значение для формирования различных форм произвольного поведения детей. У них развиваются произвольное внимание и память, подчиненность мотивов и целенаправленность действий. 3. Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современным занятиям, потому что в связи с развитием научно-технического прогресса появляется много нового оборудования, много нового в жизни людей - задача педагога творить. условия для отражения этого в рассказе - ролевые игры детей. Результаты исследования показали, что специально организованная игра способствует формированию социальной активности младших школьников, дает им навыки социально-педагогической адаптации. Например, у студентов экспериментальных групп, отнесенных к четвертому уровню социальной адаптации, проявлений было значительно больше, чем у студентов контрольных групп, разница составляла 25-30%. Результаты проведенного исследования и данные формирующего эксперимента позволили предложить педагогам и учителям начальных классов следующие рекомендации: 1. В целях социально-педагогической адаптации младших школьников продолжать использовать сюжетно-ролевые игры как средство обеспечения их социальной адаптации. 2. Формирование социальной направленности в младшем школьном возрасте должно быть основано на использовании экспериментальных игр в различных режимных процессах, в том числе в проблемных ситуациях, направленных на формирование у учащихся правильных социальных норм и социального опыта. 3. Организовать условия социальной ориентации младших школьников на социальные роли, использовать разговоры, косвенное запоминание, зрительное восприятие, чтение рассказов на основе серии сюжетных картинок и т. Д. В режимных процессах. 4. Для создания предпосылок социальной направленности необходимо использование сюжетно-ролевых игр («Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека» и др.); дидактические игры, направленные на приобретение социальных норм, навыков и социальной ориентации; народные игры («Стадо», «Воздушный змей», «Под паранджой»), содержащие социальный опыт конкретного народа. 5. При использовании сюжетно-ролевой игры как средства социальной адаптации учащихся младших классов педагогической деятельности учителями и воспитателями следует учитывать системный анализ различных типов поведения ребенка в условиях совместной игровой деятельности. 6. Для формирования отношений между мальчиками и девочками при проведении сюжетно-ролевых игр обращайте внимание на соответствие отведенных ролей, социальную значимость с учетом гендерно-возрастных особенностей. 7. При организации сюжетно-ролевых игр учитывать характер эмоциональных отношений между мальчиками и девочками. 8. Методика сюжетно-ролевых игр должна учитывать иерархию социальных отношений в поведении младших школьников в игре. 9. При формировании уровня социальной адаптации младших школьников в качестве критериев социальной адаптации необходимо учитывать четыре уровня социальных отношений, предложенных в исследовании: асоциальный, антисоциальный, пассивно-социальный и активно-социальный. Таким образом, проведенное исследование показало, что сюжетно-ролевая игра при ее правильной и интересной организации является наиболее эффективным средством социально-педагогической адаптации детей, которое продолжает занимать ведущее место не только в дошкольном, но и в начальном образовании. школьный возраст.
Читать дальше
1. Абрамин, Л.А. Игра младшего школьника [Текст] / Л.А. Абрамин, Т.В. Антонова. – М .: Просвещение, 1989. – 452 с. 2. Андреев, В.И. Факторы развития творческих способностей студентов в условиях перестройки высшей школы [Текст] / В.И. Андреев, Л.М. Попов, Н.Ю. Посталюк; под ред. В.И. Андреева // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социальнополитической деятельности: сб. науч. трудов / НИИ ВШ. – М.: Просвещение, 2005. – С. 29-39. 3. Анцигина, Л.К. К проблеме социальной активности личности в современных условиях [Текст] / Л.К. Анцигина // Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: Материалы региональной научнопрактической конференции // под ред. Н.В. Чекалевой. – Тара, 2006. – Ч. 2. – С. 174-176. 4. Андромонова, И.М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985) [Текст] / И.М. Андромонова. – Казань, 2009. – 187 с. 5. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности [Текст] / Е.А. Ануфриев. – М.: Знание, 1969. – 345 с. 6. Арефьева, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С. Арефьева. – М.: Просвещение, 2004. – 142 с. 7. Авсеенко Н.В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс до и после. – М., 2001, №8. – С. 91-95 8. Андриевский, В.С. Притязание на признание среди сверстников / В.С. Андриевский // Начальная школа №2. – М., 2010. – С. 26-28. 9. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций школьника в современной информационной среде [Текст] / Н.А. Баранец // Начальная 58 школа. – М., 2006, №3. – С. 44-45. 10. Бабочкин, П.И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности [Текст] / П.И. Бабочкин // Философские науки. – М., 2007. – № 12. – С. 100-113. 11. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 2006. – 148 с. 12. Божович, Л.И. Материалы конференции. Т.2. [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. – М.: Просвещение, 2008. – 342с. 13. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Академия, 1995. – 234 с. 14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст]/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 1995. – 385 с. 15. Верёвкина, Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений обучающихся [Текст] / Т.А. Верёвкина. – СПб: Феникс, 2007. – 56 с. 16. Воронин , Л.Г., Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / Л.Г. Воронин, С.Л. Рубинштейн. – СПб: Феникс, 1999. – 524 с. 17. Гнездилов, Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А.В. Возрастная психология и психология развития [Текст] / Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.В. Курдюмов. – М.: СГА и ИМЦ, 2013. – С.69-92. 18. Глушкова, Н.Г. Активность младшего школьника [Текст] / Н.Г. Глушкова // Материалы педагогической конференции. – Ошкар-Ола, 2009. – С. 33-36. 19. Дамаданова, Х.Д. Социальная активность у младших школьников [Текст] / Х.Д. Дамаднова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики . – Казань. – №3. – 2011. 20. Довгопол, И.И. Современные образовательные и педагогические технологии [Текст] / И.И. Довгопол, Т.А. Ивкова. – Симферополь, 2007. – 334 с. 21. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 446 с. 22. Жуковская, Р.И. Педагогические условия формирования воспитания интереса к игре [Текст] / Р.И. Жуковская. – М.: Дрофа, 2006. – 342 с. 23. Захарова, А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор готовности к школьному обучению [Текст] / А.В. Захарова, Г.Б. Тагиева // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1986. – С. 41-43. 24. Иванова, Т.Ф., Изучение и формирование ответственности у младших школьников.: дис. [Текст] / Т.Ф. Иванова – М.: 2006. – 126 с. 25. Исаков, К.В. Как воспитать в ребёнке гражданина? [Текст] / К.В. Исаков // Активность школьников в процессе воспитания и обучении. Сборник статей. – Пермь, 2001. 26. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) [Текст] / М.С. Каган. – М.: Академия, 2004. – 328 с. 27. Казанская, В.Г. Трудности взросления [Текст] / В.Г. Казанская – СПб.: Астрель, 2003. – 123 с. 28. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности [Текст] / Л.В. Калинина // Начальная школа №2 . – М., 2012. 29. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя [Текст] / В.А. Как-Калик. – М.: Академия, 2007. – 190 с. 30. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1984. – 478 с. 31. Колосовский, А.В. Мотивация учения у детей младшего школьного возраста [Текст] / А.В. Колосовский // Психология.ру №8, 2010. 32. Кочерова, М.В. Развитие социальной активности младшего школьника в игровой деятельности [Текст] / М.В. Кочерова // Педагогический калейдоскоп, Вып.3. – Ханты-Мансийск, 2008. 33. Ларкин, Е.А. Формирование социально-активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических 60 факторов [Текст] / Е.А. Ларкин – М.: Педагогика, 2004. – 542 с. 34. Ларкин, Е.А. Формирование социально-активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов [Текст] / Е.А. Ларкин – М.: Просвещение, 2004. – 542 с. 35. Лаптева, М.Д. Воспитание у школьников ответственности и самостоятельности Текст] / М.Д. Лаптева // Воспитание школьников №4, 2011. – С. 55-57. 36. Леонтьев, Д.А. Ценности общества и ценности личности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Издательство МГУ, 1997. – 87 с. 37. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие ВГПИ [Текст] / М.В. Матюхина. – Волгоград, 1983. – 276 с. 38. Мудрик, А.В. Социализация и воспитание [Текст] /А.В. Мудрик – М.: Академия, 2007. – 427 с. 39. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / Мухина В.С. – М.: Академия, 2009. – 313 с. 40. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 374 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Деятельность медсестры в профилактике падений пациентов в стационаре
Количество страниц:
20
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Медицина
курсовая работа
Структура правоотношения
Количество страниц:
30
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Средства
Количество страниц:
20
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image