Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 5
1.1. Механизм «сдержек и противовесов» как конституционно-правовое средство ограничения публичной власти 5
1.2. Соотношение понятий политической и государственной власти 9
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 14
2.1. Понятие методов осуществления государственной власти 14
2.2. Основные направления оптимизации власти в современной России: конституционно-правовой аспект 21
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Читать дальше
Таким образом, в результате проведенного исследования государственной власти можно сделать следующие выводы. Во-первых, государственная власть является разновидностью социальной власти. Это обусловлено тем, что она не может зародиться вне общества, поскольку не может проявиться иначе как посредством социальных отношений. Общество неспособно удовлетворять свои потребности без отношения власти. Легитимность и легальность – это признаки государственной власти. Отличие легитимности от легальности власти состоит в том, что если легитимность – это фактическое признание населением, международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка, то легальность предполагает соответствие законам деятельности органов государственной власти, их организацию и существование.
Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечиваю-щая их выполнение, – легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом. Стоит так же отметить, что посредством государ-ственной власти осуществляется управление страной, принимаются законы и другие нормативные правовые акты, предназначенные для урегулирования общественных отношений. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе. Во-вторых, к общим, традиционным методам осуществления государственной власти относится убеждение и принуждение.
Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание чело-века идейнонравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти и её целей. Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. В-третьих, в соответствии с Конституцией РФ власть в государстве имеет три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство РФ, судебную – суды РФ. Изолировать ветви власти друг от друга невозможно, поэтому все органы государственной власти осуществляют свои функции, дополняя друг друга. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветви власти. Он осуществляет согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти .
Принцип разделения властей важнейший атрибут демократического государства. В авторитарных или недемократических государствах реализация принципа разделения властей достаточно проблематична, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника, то есть представителя общества, обладающего и политическими правами. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.
Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. Эти меры именуют системой сдержек и противовесов. Итак, государственная власть – это реализуемые государственными органами и их должностными лицами, совокупность властных полномочий, с помощью которых осуществляется воздействие на различные общественные отношения, с использованием соответствующих форм и методов.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Авдулов А. Н. Власть. Наука. Общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США / А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2018. - 285 c.
3. Администрирование государственных услуг. Лицом к гражданам / Е.А. Литвинцева и др. - М.: Проспект, 2020. - 112 c.
4. Алескеров Ф.Т. Влияние и структурная устойчивость в Российском парламенте (1905-1917 и 1993-2005 гг.) / Ф.Т. Алескеров. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2020. - 616 c.
5. Алтухов В. Компромисс – новое слово эпохи? // Свободная мысль, 1993. № 16 . – С. 22.
6. Байкин И.М. Правовой анализ полномочий органов исполнительной ветви власти и прокуратуры // Российский юридический журнал. 2015. № 5. С. 12-14.
7. Баранов А.В. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие. Томск. 2014. – С. 24.
8. Баранов П.П. Влияние конституционно-правового регулирования на легитимность государственной власти в современной России // СевероКавказский юридический вестник, 2013. – № 1. – С. 77.
9. Булаков, О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации / О.Н. Булаков. - М.: Юридический центр, 2018. - 784 c
10. Власть и политика / Power and Politics (подарочное издание). - М.: Александр ПРИНТ, 2018. - 304 c.
11. Власть. Политика. Государство и государственная служба. Аналитический словарь-справочник / В.Ф. Халипов и др. - Москва: Наука, 2018. - 384 c
12. Воробъева О.А. Государственная власть в системе публичной власти // Вектор науки ТГУ. № 3 (13), Тольятти, 2010. – С. 275.
13. Высшие органы государственной власти и управления России IX-XX вв.: Справочник (под общ.ред. Тургаева А.С.) / А.С. Тургаев и др. - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 368 c.
14. Гончаров В.В., Жилин С. – М. Понятие и сущность государственной власти: конституционно-правовой анализ // Правовые проблемы. 2016. – С. 149.
15. Государственная власть и местное самоуправление в Москве. - М.: Издательство МГУ, 2018. - 320 c.
16. Добролюбов А. И. Государственная власть как техническая система. О трех великих социальных изобретениях человечества / А.И. Добролюбов. - М.: Едиториал УРСС, 2018. - 240 c.
17. Ивлиев Г. П. Культурная политика и развитие законодательства о культуре в Российской Федерации / Г.П. Ивлиев. - М.: Норма, Инфра-М, 2020. - 208 c.
18. Козлов Ю.М. Административно-правовые проблемы управления социалистической экономикой // Управление и право / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 1974. Вып. 1. – С. 33.
19. Козлова, Е. И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. - 480 c.
20. Колобаева Н.Е. Президент Российской Федерации как элемент системы сдержек и противовесов в российской модели организации государственной власти // Современные проблемы конституционной доктрины и практики. Москва. Юстицинформ, 2016. – С. 171.
21. Коренев А. П., Гавриленко Д.А. Административное право России: Учебник для вузов юридического профиля системы МВД России. Ч. 1. М., 1996. С. 161.
22. Леняшин В.П. Государственный Русский музей. Альманах, №207, 2008. Власть воды / В.П. Леняшин, М. Петров. - М.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2018. - 256 c.
23. Макарейко Н.В. Административное право: Учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 131-133.
24. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. С. 64.
25. Мельников В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 2.
26. Официальный сайт Счетной палаты [Электронный ресурс]: Пресс-конференция Т. Голиковой: http://audit.gov.ru/ (дата обращения 10.05.2021)
27. Самойлюк Р.Н. Виды методов осуществления государственной власти // Наука. Мысль: электронный периодический журнал № 4. 2015.– С.53.
28. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в современной России // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011, № 3 (16). – С.311.
29. Якушкин, В.Е. Государственная власть и проекты государственной реформы в России / В.Е. Якушкин. - Москва: Мир, 2018. - 281 c.
Читать дальше