Введение………………………………………………………………. 3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и природой…………….................................................................... 5 1.1 Задачи развития речи в дошкольном возрасте …………… 5 1.2 Особенности развитие речи детей младшего дошкольного возраста………………………………………......................... 11 1.3 Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой ………… Выводы……………………………………………………... 17 21 Глава II. Эмпирическое изучение развитие речи детей младшего дошкольного возраста……………………………… 22 2.1 Характеристика базы и методов исследования…………… 22 2.2 Анализ результатов исследования………………………… 29 Выводы……………………………………………………… Заключение…………………………………………………... Список использованных источников……………………… Приложение А. Методика диагностики………… 3 35 Приложение Б. Результаты диагностики детей………………………. 41 30 32 35 37 42

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и природой

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
52% уникальность
2021 год
28 просмотров
Мазунина М.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………. 3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и природой…………….................................................................... 5 1.1 Задачи развития речи в дошкольном возрасте …………… 5 1.2 Особенности развитие речи детей младшего дошкольного возраста………………………………………......................... 11 1.3 Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой ………… Выводы……………………………………………………... 17 21 Глава II. Эмпирическое изучение развитие речи детей младшего дошкольного возраста……………………………… 22 2.1 Характеристика базы и методов исследования…………… 22 2.2 Анализ результатов исследования………………………… 29 Выводы……………………………………………………… Заключение…………………………………………………... Список использованных источников……………………… Приложение А. Методика диагностики………… 3 35 Приложение Б. Результаты диагностики детей………………………. 41 30 32 35 37 42
Читать дальше
Актуальность исследования. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка. Слово служит инструментом для выражения наших мыслей и эмоций, а также слово обогащает и расширяет наше сознание. Развитие речи способствует развитию ребёнка и помогает ему коммуницировать с социумом, быть его частью. Язык и речь воспринимались такими науками, как психология, философия и педагогика как одно целое, в котором сходятся различные аспекты психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Что такое речь? Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.


На Work5 выполнение контрольных работ на заказ в Хабаровске не занимает много времени.


Речь – это способность выразить свои мысли, речь – это способность общения и взаимодействия друг с другом. Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Это средство помогает передавать духовный и интеллектуальный опыт от поколения к поколению. Влияние природы на развитие ребёнка нельзя переоценить. Она служит источником первых определённых знаний и радостных переживаний, которые ребёнок помнит всю жизнь. Явления и объекты природы волнуют детей красотой и яркостью красок, разнообразий. Ребёнок благодаря этому накапливает свой чувственный опыт, на котором и основываются его дальнейшие знания. Знакомство с природой благотворно влияет на всестороннее развитие детей. Находясь под руководством взрослых, дети получают новые представления, расширяя свой кругозор, упражняют свои умственные способности, развивают своё мышление. Младший дошкольный возраст – первейший этап в развитии личности. Ценность личности складывается её значимостью для общества, зависит от его воспитания. Любовь к природе помогает формировать моральную личность гражданина. Природа помогает в воспитании доброты, оберегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе. Очень важно, чтобы родители учили ребёнка заботе о животных и растениях, воспитывали в ребенке доброе и ответственное отношение к ним. Необходимо, чтобы ребенок испытывал потребность помочь другому живому существу. Так как в развитии всё взаимосвязано, все эти факторы будут помогать в развитии и формировании грамотной и богатой речи ребёнка. Цель исследования: изучение возможности окружающего мира и природы в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития словаря младших дошкольников. Предмет исследования речь дошкольников как средство развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с природой. Гипотеза: мы предполагаем, что окружающий мир и природа будут являться эффективным средством для развития речи у младших дошкольников. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования: 1. Раскрыть задачи развития речи. 2. Охарактеризовать особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста. 3. Обосновать возможности окружающего мира и природы в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста. 4. Изучить развитие речи детей младшего дошкольного возраста. 5. Проанализировать результаты исследования. Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, беседа), эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при проведении занятий по развитию словарной работы у детей в дошкольных учреждениях. База исследования: частный детский сад Дракоша города Омска.  

Читать дальше
Развитие словаря – основная задача дошкольного обучения. Под словарем мы понимаем определенный багаж, сумму слов в активной и пассивной речи, которые являются основой для речевой деятельности дошкольника на данном этапе. Дети младшего дошкольного возраста хорошо осознают связи между различными явлениями и предметами окружающей среды, в результате чего возрастает уровень связности их речи. Развитию словаря дошкольников способствуют такие методы работы как наблюдение, экскурсии, обсуждения прочитанных произведений. Это обогащает словарный запас детей, связность речи. Содержанием речи дошкольников является продукт познания, результат мышления. Словарь детей исключительно важен, поскольку со скудным словарным запасом ребенок не сможет передать свои впечатления, попросить о чем-то, сообщить и др. В таких условиях ребенок будет чувствовать себя ущербным, то есть развитие словаря является фундаментальным для реализации коммуникативной функции речи. Окружающая природа определенно должна в первую очередь служить неисчерпаемым источником материала для пополнения словаря. Новое растение, животное, цвета и другое может открыть для себя дошкольник в процессе ознакомления с природой. На таком этапе очень важным элементом становится помощь воспитателя, которая проявляется, в первую очередь, в реализации направляющей функции – воспитатель стимулирует ребенка и учит его наблюдать, видеть, воспринимать, обогащая свои впечатления, которые далее трансформируются в очередное пополнение словарного запаса. Именно развивая словарь детей, воспитатель должен учитывать следующее: перспективные связи, не нарушать принцип постепенного усложнения материала. Перед детским садом стоит важная задача – развить умственные способности дошкольников, научить дошкольников творчески мыслить. В современных дошкольных программах предусмотрены разнообразные творческие задания, среди которых значительное место отведено самостоятельному словесному творчеству. Развитие речи посредством ознакомления с явлениями природы происходит сезонно и может реализовываться в виде рассказов, обобщений, описаний, элементарной коммуникации и в речевом творчестве. Однако, следует помнить, что данный процесс происходит не совсем автоматически – ребенка необходимо побудить изучать словесную сторону природы, любоваться природой, эстетически восхищаться ею, чтоб на этой почве развивался интерес и ребенок пытался узнать, как же называется этот предмет, как его правильно описать, зафиксировать с своем словаре. Итак, целенаправленная работа по развитию словаря детей должна вестись на более высоком уровне, направляться на развитие языкового чутья, языковых способностей детей. Работая с детьми, надо постоянно создавать условия для самостоятельных языковых наблюдений, для саморазвития речи, осуществления контроля и самоконтроля над высказываниями. В качестве таких условий могут выступать природные – наблюдение природы, рассматривание картин, рассказы и т.д. В результате диагностики детей проведён анализ форм и методов работы с детьми для улучшения их речевых навыков. Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что основными рекомендациями по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и природой является активное проговаривание слов, которые описывают предметы и явления, окружающие ребёнка и речевое общение, которое будет вызывать также положительные эмоции и благотворно действовать на улучшение речи детей. А также использование таких форм занятий, как игры-эксперименты, которые развивают в детях познавательные способности, воздействуя на речь. Умение четко выразить свою мысль облегчает процесс коммуникации в мире, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Автор рекомендует к использованию в работе воспитателей дидактических игр по развитию речи младших дошкольников, примеры которых приведены в приложении А. Также полезно для этих целей создавать в группе уголок, оснащённый природными материалами (камешки, ракушки, орехи, засушенные листья, семена овощей и фруктов), игровым оборудованием (ванна с песком и водой, настольные игры). С целью развития речи детей можно проводить с детьми эксперименты и исследования, так как дети с удовольствием взаимодействуют с предметами, познают новые свойства и качества природы, при этом происходит развитие и обогащение их речевого аппарата. Внедрение данных рекомендаций (проекта, методики и т.п.) позволит повысить эффект работы с детьми.
Читать дальше
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб, заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 400 с. 2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях». - М, 2013. - с.27-43. 3. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей». - М.: Мозаика-Синтез, 2011.-270 с. 4. Бельтюков В.И. «Пути исследования механизма развития речи» Дефектология. - 2014. - №3. - с. 24-32. 5. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2 е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 160 6. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 2012 - 96 с. 7. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» Учеб. Пособие для студентов пед. инст. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с. 8. Большакова С.Е. «Логопедическое обследование ребенка» М., - 2012г. 9.Бичева Ирина Борисовна, Полякова Елена Владимировна «Особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой». Государственный советник 2018 г. 10.Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». 2011. № 1. http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/ boyakova_07_03_2011.pdf 11. Выготский Л.С. «Мышление и речь». - М., 2019. -432 с. 12. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет» - М., - 2012.-128 с. 13. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи». - М., 2013. 14. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет». - М.: Просвещение, 2014.-207 с. 15. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». - М.: Просвещение, 2014. - 175 с. 16. Громова О.Е. «Методика формирования начального детского лексикона». - М.: Сфера, 2013. - 176 с. 17. Довбыш А., Ковтунова А., Коробкова Д., Коробкова Е. «Развитие речи в дошкольном возрасте». Арамавирская государственная педагогическая академия г. Армавир, Россия. 18. Зотова И.В, Куртлуша Л.Р. «Особенности развития словаря дошкольников» Крымский инженерно-педагогический университет 2017 г. 19. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. «Развивающие занятия с детьми». - М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 79 с. 20. Захарова А.В. «Опыт лингвистического анализа словаря детской речи». - Новосибирск, 2012.С.3-5. 21. Иванова А.М. Программы ДОУ «Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» - М., - 2013г. 22. Иванова А.М. Программы ДОУ «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» -М., - 2012г. 23. Королева Н. Н., Цейтлин С. Н., Проект Ю. Л. Когнитивное и речевое развитие ребенка в условиях современного российского общества. Москва 2017 г. 24. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы». Методическое пособие - 2013. 25. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 050700 - Специальное (дефектологическое) образование / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Академия, 2014. - 253, [1] с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Структура и содержание ценностных представлений у курсантов военного ВУЗа
Количество страниц:
28
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Анализ нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере здравоохранения в РФ
Количество страниц:
25
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Охрана трудовых прав граждан уголовным законодательством России
Количество страниц:
35
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image