Без общения человек существовать не может. Умение общаться с другими людьми позволило человеку достичь высокой цивилизации, вырваться в космос, опуститься на дно океана и проникнуть в недра земли. Общение дает возможность раскрыть человеку свои переживания, цели, намерения.
Общение для человека - его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.
Завершая разговор о речи, о родном языке как средстве общения, следует подвести итоги и определить перспективы, связанные с повышением культуры устной и письменной речи.
Итак, устная речь - это в конечном итоге культура общения, культура речевой деятельности, овладение которой предполагает высокий уровень развития общей культуры человека, т. е. способность к культуре мышления, познанию действительности, предмету речи, законы общения в целом и, наконец, законы, правила, нормы использования языковых средств для решения конкретной коммуникативной задачи.
Одним из первых этапов овладения устной речью является, с современной точки зрения, осознание сущности речевой деятельности, поскольку коммуникативная способность человека, коммуникативная сторона его жизни, его социальный статус обеспечиваются умением творить и воспринимать высказывания (тексты). Текст - это продукт социального взаимодействия. А умение создавать и воспринимать тексты позволяет человеку заявить о себе как о личности.
В результате речь должна четко, логично, выразительно и легко передавать то, что задумал автор того или иного высказывания. Если этого не происходит, то либо человек не до конца понял замысел текста, его значение, либо он не может найти слов, форм структуры, обеспечивающих понимание сказанного, и, следовательно, он не обладает необходимыми уровень речевой культуры.
Хорошая речь должна быть чистой. Засорение его словесной «ерундой» связано с беззаботным, безответственным отношением к нему и во многом объясняется незнанием богатства русского языка.
Чистота речи - ее необходимое качество, свидетельствующее о культуре слова и общей культуре человека.
Устная речь - это спонтанная литературная речь, реализуемая в неформальных ситуациях при непосредственном участии говорящих на основе прагматических условий общения.
В зависимости от различных условий общения устная речь принимает форму диалогической или монологической речи.
1) Диалог - это двусторонний обмен информацией;
2) Монолог - это процесс рассуждения;
Устная форма речи присваивается всем функциональным стилям русского языка. Однако он имеет несомненное преимущество в разговорной и повседневной речи: устная научная речь, устная публицистическая речь, виды устной речи в сфере официального делового общения, художественная и разговорная речь. Следует сказать, что устная речь влияет на все виды устной речи.
Содержание уроков устной речи - это не только работа над произношением, но и обучение использованию этой формы речи в общении. Материал для обучения определяется программой устной речи и учитывает определенную последовательность отработки звуков речи, предусмотренную концентрическим методом обучения произношению.
На уроках устной речи ведется работа над звуковым составом слова. Здесь раскрывается значение слова, дети учатся его произносить, использовать в общении. Работа над произношением слова начинается после раскрытия его значения. С этой целью на уроке устной речи, а также на уроках обучения дактильной речи используются такие методические приемы, как использование естественных ситуаций или создание искусственных условий, требующих использования правильного слова.
Метод подачи слова следующий. Преподаватель показывает предмет (рисунок), называет его словесно и дактильно, поощряет учащихся спрягать произношение слова припевом. Дети воспринимают его слухово-зрительно, воспроизводят орально-дактилийски. Затем каждому ученику дается возможность произнести слово в микрофон, а преподаватель оценивает произношение отрабатываемого звука. После того, как студенты усвоили звуковой состав слова, они произносят его без снятия отпечатков пальцев. Приобретенные навыки произношения отрабатываются на индивидуальных занятиях.
Таким образом, исходным материалом для работы над произношением звука является слово целиком, которое сначала произносится целиком, а затем по частям. Педагог фиксирует внимание детей на воспроизведении фонем по слогам и изолированно. После такого анализа начинается работа по синтезу слова - слияние фонем в слоги, слогов в слово. Такой способ работы над произношением соответствует аналитико-синтетическому методу обучения произношению.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель и задачи данной работы выполнены.