Какая цена курсовой работы ? Узнайте на сайте.
Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей. В «Концепции модернизации Российского образования до 2020 года» акцентируется внимание на том, что нужно воспитывать самостоятельных, образованных людей, умеющих осознанно делать выбор, принимать то или иное решение, быть мобильным во всех отношениях, обладать чувством ответственности за судьбу государства, за его социально-экономическое развитие [3]. Для этого нужно научить детей ориентироваться в информационном пространстве: научиться осмыслять, перерабатывать информацию. Именно познавательные универсальные учебные действия направлены не только на получение конкретных знаний, но и на достижение их научного понимания, а овладение умением учиться является одним из факторов повышения уровня компетентности обучающихся в различных областях знаний. Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса. В настоящее время вопросы формирования УУД у младших школьников вызывают особый интерес среди педагогов. В связи с изменениями в структуре основной общеобразовательной программы начального общего образования, которая представлена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее: ФГОС НОО) в виде сформулированных целей или установок: развитие воображения, формирование познавательных действий и способности к творческой деятельности [1]. Познавательные УУД лежат в основе умственной деятельности учащихся. В зависимости от уровня развития познавательных УУД у ученика могут наблюдаться различные скачки в успеваемости (отличные, хорошие или удовлетворительные результаты, либо неуспеваемость), снижается мотивация в обучении. Концепция развития УУД разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей [23, с. 54]. В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательными учреждениями, в том числе, и через внеурочную деятельность. «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, воспитанников 1 – 4 классов, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся на первой ступени в их свободное время» [2]. Тема исследования актуальна, так как обусловлена требованиями ФГОС НОО к содержанию образовательной программы в школе. Духовно-нравственное воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В настоящее время можно констатировать падение духовной культуры общества, подрастающего поколения. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением [4, с.150]. В период падения духовности и нравственных принципов традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России могут стать для подрастающего поколения тем стержнем, опираясь на который ребёнок будет жить, ориентируясь на духовно-нравственные нормы социума, в котором он развивается. Исходя из вышесказанного, в Концепции духовно – нравственного развития и воспитании личности гражданина России определено: «Последовательное расширение и укрепление ценностно–смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, отношение к себе, к другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [11, с.12]. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. А одним из наиболее значительных факторов, который позволяет решать эту задачу является организация внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственной направленности. Но в исследуемой теме обнаруживается противоречие между необходимостью формирования познавательных УУД у младших школьников и не использованием в полной мере потенциала внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности в решении этой проблемы. Проблема: каковы способы формирования познавательных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности? Объект исследования - процесс формирования познавательных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности. Предмет исследования – возможности внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности в формировании познавательных УУД у обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Аятское. Цель: рассмотреть и обосновать возможности внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности в формировании познавательных УУД у обучающихся 4 класса МАОУ СОШ №. Данная цель предполагает решение следующих задач: - раскрыть содержание понятий «познавательные универсальные учебные действия», особенности их формирования у младших школьников - раскрыть понятие, направления, виды, формы внеурочной деятельности младших школьников согласно ФГОС НОО; - описать методы и приемы формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности духовно–нравственной направленности; - проанализировать программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности обучающихся 4 класса МБОУ СОШ с. Аятское; - провести исследование уровня сформированности познавательных УУД обучающихся 4 класса и описать его результаты. Для решения поставленной цели использовались методы: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение и метод анкетирования.