Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и специфика процессного подхода к менеджменту…5
1.1. Возникновение и история развития процессного подхода к менеджменту…………………………………………………………………………5
1.2. Основные характеристики процессного подхода к менеджменту…7
Выводы по главе 1…………………………………………………………….11
Глава 2. Процессный подход к менеджменту в современных условиях….12
2.1. Особенности процессного подхода к менеджменту в ХХI веке………12
2.2. Анализ функционирования процессного подхода в современных условиях……………………………………………………………………………..15
Выводы по главе 2…………………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...25
Приложение………………………………………………………………….26
Читать дальше
Для достижения заявленной цели в процессе написания работы были решены следующие задачи:
Рассмотрено возникновение и история развития процессного подхода к менеджменту.
Рассмотрены основные характеристики процессного подхода к менеджменту.
Проанализированы особенности процессного подхода к менеджменту в ХХI веке.
Проведен анализ функционирования процессного подхода в современных условиях.
Процессный подход – это концепция управления, согласно которой вся работа компании представляет собой набор определенных процессов. Для эффективного ведения бизнеса важно контролировать эти процессы.
Понятие процессного подхода используется в бизнесе уже почти 40 лет: с 80-х годов ХХ века. В основе этого подхода лежит понимание работы любой компании как набора процессов. При этом каждый из них повышает ценность создаваемого на предприятии продукта (товара или услуги) для клиента.
Процессный подход был основан в 80-х годах 20-го века. Основная причина возникновения этой идеи – преобладание предложения над спросом после окончания дефицита. Целевая аудитория стала внимательнее выбирать товары. В связи с этим предприниматели начали делать акцент на потребностях своих покупателей. Все это привело к тому, что клиентоориентированность стала одним из важнейших направлений в бизнесе. Процессный подход рассматривает управление как контроль над процессами. У этого термина есть много разных определений, однако чаще всего используется то, которое указано в стандарте ISO 9001. Процесс – это набор взаимодействующих между собой видов деятельности в компании.
В производственной практике процессный подход начал широко применяться с 2000 года, когда при пересмотре стандартов ISO серии 9000 была предложена совершенно новая идеология обеспечения качества. Основой построения и функционирования системы менеджмента качества стал процессный подход. При пересмотре стандарта ISO 9001 в 2008 г. концепция процессного подхода так и осталась базовой для организации системы менеджмента качества.
Процессный подход к управлению – делегирование полномочий и ответственности через Бизнес процессы, где Бизнес процесс это устойчивая (многократно повторяющаяся) деятельность, преобразующая ресурсы (входы) в результаты (выходы).
В рамках процессного подхода предполагается выделение проблемного бизнес-процесса и его участников, назначение одного из участников бизнес-процесса владельцем и делегирование полномочий и ответственности по управлению данным бизнес-процессом ему. Возникает матричная структура при управлении регулярной деятельностью. Участник бизнес-процесса подчиняется функциональному руководителю и владельцу бизнес-процесса, что связано с применением одновременно двух подходов к управлению регулярной деятельностью: функционального и процессного. Что, кстати, не исключает и тройного подчинения, если он (сотрудник) так же является членом проектной команды (не регулярная деятельность).
Система процессного подхода к управлению предполагает наличие следующих подсистем:
1. Выделенный бизнес процесс – объект управления с определением границ системы (контекст – внешнее окружение; подсистемы и компоненты, входящие в систему; потребляемые ресурсы и получаемые результаты и т.д.).
2. Ключевые Показатели Эффективности (KPI/ КПЭ), включая систему их планирования и контроля – система измеримых показателей, отражающих результативность и эффективность Бизнес процесса, используемых для управления Бизнес процессом (планирование, контроль, мотивация).
3. Владелец Бизнес процесса – участник Бизнес процесса, которому делегированы полномочия и ответственность по управлению Бизнес процессом.
4. Регламент Бизнес процесса – описание объекта управления в объеме, необходимом для всех заинтересованных лиц. В первую очередь для участников Бизнес процесса, его Владельца и контролеров.
5. Система мотивации участников Бизнес процесса на достижения его результатов.
Таким образом, процессный подход к менеджменту возник относительно недавно. Однако, он активно развивается и совершенствуется в процессе своего внедрения в рамках компания.
Эффективность и необходимость внедрения процессного подхода к менеджменту доказана успехом большого числа различных компаний и предприятий. Реализация данного подхода гарантирует положительный эффект с точки зрения ведения процессов и их структуризации в рамках современного предприятия.
Едущей проблемой внедрения процессного подхода выступает его сложность и неоднозначность к реализации.
Читать дальше
1. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
2. Гапоненко А. Л. Теория управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 336 с.
3. Кравченко А. И. История менеджмента : учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. - 6-е изд. - М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2017. - 560 с.
4. Маршев В. И. История управленческой мысли : учебник / В. И. Маршев - М. : Инфра-М, 2019. - 731 с.
5. Тебекин А. В. Менеджмент: учебник / А. В. Тебекин - М. : ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
6. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.Соломатина. – М.: Инфра-М, 2017. – 514 с
7. Хохлова Т. П. Теория менеджмента : история управленческой мысли : учебник / Т. П. Хохлова. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2018. - 384 с.
8. Чудновский, А.Д. Менеджмент / А.Д. Чудновский и др. - М.: КноРус, 2018. - 80 c.
9. Шекова, Е.Л. Менеджмент: Практикум: Учебное пособие / Е.Л. Шекова, Г.Л. Тульчинский, В.Н. Евланов. - СПб.: Лань, Планета Музыки, 2017. - 160 c.
10. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии.- М.: Высшая школа, 2019. - 451 с.
Читать дальше