: Введение…………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации старшеклассников 1.1. Процесс обучения и его психологические особенности……………6 1.2. Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования……………………………………………………………………23 Глава 2. Взаимосвязь мотивационной сферы старшеклассника с индивидуальными особенностями личности 2.1. Исследование мотивации в работах отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………………………..39 2.2. Особенности становления мотива достижения успеха у старшеклассников с разной учебной результативностью…………………..49 Глава 3. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников: 3.1. Особенности организации и проведения исследования………….58 3.2. Методы психологического тестирования…………………………59 3.3. Результаты исследований и их анализ…………………………….63 Заключение………………………………………………………………70 Список использованных источников и литературы………………….72 Приложения ………………………………………………………………77  

Особенности мотивационной сферы старшеклассников и её взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности

дипломная работа
Психология
76 страниц
63% уникальность
2021 год
26 просмотров
Петрова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
: Введение…………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации старшеклассников 1.1. Процесс обучения и его психологические особенности……………6 1.2. Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования……………………………………………………………………23 Глава 2. Взаимосвязь мотивационной сферы старшеклассника с индивидуальными особенностями личности 2.1. Исследование мотивации в работах отечественных и зарубежных авторов…………………………………………………………………………..39 2.2. Особенности становления мотива достижения успеха у старшеклассников с разной учебной результативностью…………………..49 Глава 3. Методы изучения и развития мотивации старшеклассников: 3.1. Особенности организации и проведения исследования………….58 3.2. Методы психологического тестирования…………………………59 3.3. Результаты исследований и их анализ…………………………….63 Заключение………………………………………………………………70 Список использованных источников и литературы………………….72 Приложения ………………………………………………………………77  
Читать дальше
Современному обществу нужен человек, способный к самосовершенствованию, саморазвитию и творческому преобразованию действительности. Эта потребность общества не может быть удовлетворена при отсутствии интеллектуальной и познавательной мотивации старшеклассников при изучении различных дисциплин, поэтому проблема формирования познавательной мотивации старшеклассников в настоящее время является актуальной в педагогической теории и практике. В данном исследовании рассматривается проблема формирования познавательной мотивации у обучающихся последнего года обучения в старшей школе и ее взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности.


Если можете сделать курсовую работу на заказ в Челябинске пишите нашим менеджерам.


. Мотивационная сфера является стержнем личности, поэтому целевое формирование мотивационной сферы личности - это, по сути, формирование самой личности, основная педагогическая задача нравственного воспитания, формирования интересов, привычек. В учебной деятельности старшеклассников начинают преобладать внутренние мотивы: самоутверждение, престиж, долг, потребность в получении знаний, достижений и определенных результатов. Цель исследования - изучить особенности мотивационной сферы старшеклассников и её взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности. Согласно поставленной цели может быть предложен ряд задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме в процессе теоретического исследования. 2. Рассмотреть особенности становления мотива достижения успеха у старшеклассников с разной учебной результативностью 3. Описать приемы определения уровня мотивации учебного коллектива. 4. Изучить и систематизировать методы развития мотивации сташеклассников. Объект – старшеклассники и их личностные особенности. Предмет исследования – мотивационная сфера старшеклассников. Гипотеза исследования: мотивация достижения успеха, избегания неудачи и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны уровнем учебной успешности. Теоретической и методологической основой исследования явились положения о системном подходе к изучению закономерностей психического развития (Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Д. Максименко); Принципы построения и реализации экспериментально-генетического метода (Максименко С.Д.); научно-психологические идеи, определяющие развитие психики (Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. С. Коспок, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); принцип формирования и развития личности в учебно-воспитательном процессе (Л.И. Божович, М.И. Боришевский, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, П.Р. Чамата). Методы и методики исследования. С целью теоретического и экспериментального исследования проблемы был проведен лонгитюдный психолого-педагогический констатирующий и формирующий эксперимент с использованием следующих психодиагностических методик: «Мотивация успеха» и «Мотивация избегания неудач» (Т. Элерс); «Шкала тревожности» включены наблюдения за экспериментатором как за практическим психологом лицея; методы математической обработки экспериментальных данных с их последующей качественной интерпретацией. Структура работы. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретического и практического материала по исследуемой проблеме. Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей становления мотива достижения успеха у старшеклассников с разной учебной результативностью  

Читать дальше
Теоретическое осмысление проблемы мотивации позволило сделать следующие выводы: 1) мотивация как начало произвольного акта, 2) мотивы не могут действовать непроизвольно 3) не может быть внешних и внутренних мотивов. Мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними (интероцептивными). Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов. 4) В условиях, когда учащимся необходимо усвоить большой объем учебной информации, не всегда удается сформировать личность, готовую к самостоятельному творческому решению различных задач, при отсутствии у учащихся интеллектуально мотивирующих мотиваций, основанных на получении удовлетворения от самого процесса обучения: интерес к знаниям, любознательность, желание расширить свой культурный уровень, овладение определенными навыками и умениями, увлеченность процессом решения образовательных и познавательных задач. 5) В русле теории учебной деятельности разработана общая структура мотивации поля обучения, включающая социальные, познавательные и творческие мотивы, их содержание и динамические характеристики, подчеркивается идея о том, что с возрастом школьники становятся более заметные изменения в их мотивах обучения. 6) слабость процессов целеобразования в старшем школьном возрасте выражается в том, что при выборе целей ученик обнаруживает неумение сочетать главные цели с второстепенными, вследствие чего упускает из вида ряд целей, запускает одно, наверстывает другое, не умеет распределять внимание между несколькими целями. Старшеклассник не всегда готов соотнести свои потребности со своими способностями и возможностями 7) мотивация и тревожность как личностные диспозиции тесно взаимосвязаны. При этом, низкий уровень тревожности связан с мотивацией достижения успеха, высокий уровень тревожности - с мотивацией избегания неудачи. Что теоретически подтверждает выдвинутую гепотизу. В ходе практического исследования удалось установить несколько дополнительных фактов и сделать определенные выводы: Исходя из всего выше сказанного, можно утверждать, что вопрос изучения уровня тревожности и связи его с мотивацией достижения успеха, избегания неудачи является крайне важным для стабилизации успешности подростка в учебной и иной деятельности. Предоставить основу для успешного развития индивида возможно благодаря созданию определенной социальной среды, о чем должен знать педагог и строить учебный процесс, исходя из создания ситуации успешности для всех детей. Подобная работа должна проводиться в тесной взаимосвязи со школьным психологом. Таким образом, цель, поставленная в исследовании, достигнута. Выяснены и те задачи, которые ставились в работе. Гипотеза, выдвинутая для изучения, подтвердилась, подчеркивая актуальность изучения данной проблемы, т. к. возрастные мотивации связаны с тревожностью индивида, что является одним из факторов, влияющим на формирование и развитие личности Практическое применение данной работы заключается в том, что исследование можно применять как для диагностики мотиваций различных возрастных групп, так и для разработки методических программ, направленных на развитие личности, а также коррекционным и профилактическим мероприятиям.  
Читать дальше
1.Арестова О.Н. Мотивация как негативный фактор мышления / О.Н. Арестова // Современная психология мотивации; под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2016. - С. 233-243. 2.Аткинсон Д Введение в психологию М.: Педагогика, 2016.-351 с. 3.Батурин Н.А. Успех и неудача как механизмы междеятельностной регуляции/Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сб. науч. Тр./Под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: ЮУрГУ, 2017. - Т. 2. - С. 67-77. 4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3, 4. - М.:2016. 5.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 2016.-351 с. 6. Вайнер Б. Основы психотерапии М.: Юрайт, 2016.-251 с. 7.Воробьева М. В. Коммуникативные качества старших подростков и их успешность в учении / М. В. Воробьева // Вестник Курганского государственного университета. - Серия : Физиология, психофизиология, психология и медицина. - 2015. - № 12. - С. 58-60. 8.ГордееваТ. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева. - М. : Смысл, 2016. - с. 332 9.ГордееваТ.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т.О. Гордеева // Современная психология мотивации; под ред. Д.А.Леонтьева.- М.: Смысл, 2015. - с. 47-103. 10.Грецов А. Г. Психология жизненного успеха для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. - СПб : Питер, 2013. - с. 208 11.Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2017. - 384 с. С. 303-305. 12. Иванова Т. Ф. Формирование мотивации достижения у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Татьяна Федоровна Иванова. - Волгоград, 2015. - 22 с. 13.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб : Питер, 2018. - 512 с. 14.Климова Е. К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития / Е. К. Климова, О. А. Помазина, О. Н. Бакурова. - СПб : Речь, 2017. - 160 с. 15.Кравцова Т. Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Татьяна Геннадьевна Кравцова. - Хабаровск, 2013. - 26 с. 16.Кулагина И. Ю. Мотивация как индикатор качества жизни в подростковом и юношеском возрастах / И. Ю. Кулагина // Проблема качества жизни современной молодежи. - 2016. - № 1. - С. 154-160. 17.ЛевановаЕ. А. Игра в тренинге. Личный помощник тренера / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина, В. А. Плешаков, А. Н. Соболева. - СПб : Питер, 2018. - 368 с. 18.Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2016. - 16 с. 19.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. // Вопросы психологии – М.: 2018 - № 6 20.Лопатин А. Р. Теория и технология создания ситуаций успеха в образовательном процессе / А. Р. Лопатин. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2018. - 248 с. 21. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация достижения : структура и механизмы: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Мадруддин Шамсуддинович Магомед-Эминов. - Москва, 1987. - 23 с. 22. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб : Питер, 2007. - 667 с. 23.Маслоу А. Мотивация и личность. //Вопросы психологии – М.: № 1 – 2016 –С.54. 24.Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. / Р.С. Немов – СПб., 2017.-465с. 25.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. -262 с. 26.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. - 244 с. 27.Немов Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Владос. 2016.- 640 с. 28.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c. 29. Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: КноРус: ЧеРо, 2016. - 816 с 30.Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2016. - 751 с. 31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. // Т. 1. – М.: 2016.-542с. 32.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология./ Е.Ф. Рыбалко – М.: 2017-498с. 33.Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c. 34.Рикель А. М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха / А. М. Рикель // Вестник Московского университета. - Серия 14 : Психология. - 2016. - № 1. - С. 41-48. 35. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c. 36.Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко. - СПб: Речь, 2013. - 240 с. 37.Степанов А. Б. Психолого-педагогические условия развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Антон Борисович Степанов. - Самара, 2015. - 24 с. 38.Степанский В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 59-74. 39.Техтелева Н.В. Особенности субъектности старшеклассников с различной степенью выраженности мотивации достижения успеха // Современные педагогические и информационные технологии в образовании и медицине: сборник научных статей / под ред. Г.П. Котельникова. Самара, 2015.-С.54-58 40.Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2018. - 270 с. 41.Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Психолог в детском саду. – 2017. - №3-4. 42.Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследование тревоги. // Стресс и тревога в сорте. – М.: 2016.-319с. 43.Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности. // Вопросы психологии. – 2018. - №6.-С.87-89 44.Судаков В.К. Биологические мотивации. //Вопросы психологии – М.: 2016 - № 6-С.69-72 45.Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественные основы общей психологии. / П.В. Симонов – М.: 2016.-С.24-28 46.Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека./Д.Н. Узнадзе – М.: 2016.-354с. 47.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. / З.Фрейд – М.: 2016.-376с. 48.Л.Фестингером Теория когнитивного диссонанса СПб : Речь, 2017.-276с. 49.Хайдер Ф.«Психология межличностных отношений» М.: Академия , 2017.-254с. 50.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. / пер. с нем. Под ред. Б.М. Величковского. – М.: 2016.-364. 51.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб : Питер, 2018. - 256 с. 52.Хурум С. Х. Формирование мотивации достижения у подростков / С. Х. Хурум // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 217-219. 53.Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c. 54. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2016. - 200 c. 55. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2017. - 567 c. 56.Шнейдер Л. Б. Психология идентичности. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. -328 с. 57.Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт. 2019. -156 с. 58.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2018. - 60 с. 59.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин: Избранные психологические труды. - М .: Моск. Психолого- социальный инст., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. - 416 с. 60.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека./П.М. Якобсон – М.: 2016.-265с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Связь темперамента и стиля учебной деятельности
Количество страниц:
40
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Инструментарий для монтажа видео на разных платформах
Количество страниц:
25
Оригинальность:
43%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Информатика
реферат
Основные стратегические цели и направления развития транспортной системы РФ
Количество страниц:
17
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Транспорт
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image