Китай, как справедливо утверждают Ли Син и Ван Чэнсин, является одновременно морской и континентальной страной, поэтому она вынуждена уделять пристальное внимание восточно-приморским или азиатско-тихоокеанским - и западным - континентальным или евразийским направлениям в своей дипломатии соседей. . Однако такие страны, наряду с большими возможностями, обычно сталкиваются с более серьезными проблемами. И, прежде всего, У Чжэньюй считает, что они, «находясь под давлением как с суши, так и с моря, часто подвергаются двойной уязвимости» и сталкиваются с важной дилеммой выбора стратегической ориентации.
Очевидно, что распределение внимания и активности между двумя основными стратегическими направлениями не всегда может быть одинаковым и равным. Это связано не только с опасностями не совсем эффективного распыления имеющихся ресурсов или стратегического перенапряжения, но и с изменчивостью окружающего мира и конъюнктурой отношений, которые складываются внутри него. В течение довольно долгого времени Китай все чаще сталкивался с самыми серьезными угрозами на своих континентальных северо-западных границах, и ему приходилось уделять им значительное внимание. И до недавнего времени главной заботой в этой сфере оставалась безопасность. Восточно-морские границы, с тех пор как Китай вступил в период реформ и открытости, стали все более широко открытыми дверями для экспорта технологий и инвестиций, а свободные экономические зоны, число которых начало неуклонно расти в 1980-х годах, стали основным двигателем. быстрого восстановления экономики Китая.
В настоящее время, вместе с растущей экономической мощью Китая, его меняющимся самовосприятием, а также изменениями в его восприятии ближними и дальними соседями обстоятельства еще раз возвращают его к необходимости стратегического выбора оптимальной пространственной ориентации деятельности в стране. отношения с внешним миром. Начало второго десятилетия этого века, вероятно, можно считать вехой в этом смысле, и непосредственным толчком к этому послужила объявленная в 2012 году администрацией США политика «обращения к Азии», которая вызвала широкую дискуссию в Китае. Этот шаг, по мнению китайских экспертов, свидетельствует о начале нового витка геополитического и геоэкономического соперничества между великими державами. «В настоящее время Ван Цзиси убежден, что фокус стратегии США« смещается на восток », ЕС, Индия, Россия и другие страны также начинают« смотреть на восток ». Расположен в центре Азии - Тихоокеанский регион, Китай не должен ограничивать свои взгляды собственным побережьем или традиционными конкурентами и партнерами ... ». В такой ситуации, по его мнению, Китаю «необходимо заняться новым и всесторонним анализом геостратегической« перебалансировки », не вызывая столкновений между сухопутными и морскими силами Китая».
Недавнее широкое обсуждение вопросов внешней политики Китая в региональной среде позволяет нам лишь очертить контуры его основных ориентиров и пространственных приоритетов. Итак, считает Ван Юшэн, периферийная дипломатия Китая в последние годы постепенно превращается в «трехмерную», благодаря предложению странам Центральной Азии, Индии и АСЕАН различных способов реализации сотрудничества и повышения уровня взаимодействия. возможность подключения.
По мнению Ван Кунана, пространственное устройство новой китайской периферийной дипломатии лучше всего можно проиллюстрировать, наложив один из китайских символов на карту Азии. Этот символ выглядит как схематическое изображение дома с четырьмя штрихами, которые в данном случае будут обозначать наиболее важные области региональной деятельности Китая. Верхний левый, идущий на запад, представляет проект Экономического пояса Шелкового пути; верхний правый угол, спускающийся через Юго-Восточную Азию к Тихому океану, представляет проект Морского Шелкового пути XXI века; Нижний левый штрих, проходящий через Юго-Западную Азию до Персидского залива и Северной Африки, указывает на идею экономического коридора Китай-Пакистан; наконец, нижний правый штрих, проходящий через Юго-Восточную и Южную Азию до Индийского океана, представляет планируемый экономический коридор Китай-Мьянма-Индия-Бангладеш.
Таким образом, «континентальное» направление разделяется на западное и юго-западное; «морское» направление разделяется на юго-восток (Азиатско-Тихоокеанский регион) и юг (Индо-Тихоокеанский регион). Новое руководство Китая во главе с Си Цзиньпином, как полагают некоторые китайские эксперты, похоже, намерено придерживаться стратегии одновременных действий в обеих этих областях. Поэтому, по словам Чжан Сяотуна и Ли Сяоюэ, «все еще не ясно, какая часть может стать« сердцем »Китая, когда Китай займет лидирующую роль в Азии - Азиатско-Тихоокеанский регион или Центральная Азия - сердце Евразийского континента. в классических произведениях Маккиндера ». Даже общий анализ содержания нынешней дискуссии в Китае о внешней политике страны указывает на серьезные сдвиги в понимании ее основополагающих принципов, целей и геостратегических ориентиров. Они могут включать:
а) все более четкая переориентация усилий на укрепление и развитие отношений со странами в ближайшем региональном окружении;
б) отход от простой адаптации к региональным порядкам с ростом стремления к активному участию в их формировании (концепция трех сообществ);
в) усилия, связанные с разработкой фундаментальных принципов и подходов к региональному строительству (избирательный подход, отказ от неучастия в альянсах, опора на мягкую силу - культуру и мораль - при установлении жестких границ для возможных компромиссов и т. д.);
г) попытки определить оптимальные геостратегические ориентиры и приоритеты в контексте меняющихся внутренних и внешних условий.