Введение 3
Глава 1. Эмоциональная сфера личности 5
1.1 Понятия «эмоции», «чувства» 5
1.2. Функции эмоций 8
Глава 2 Особенности эмоциональных переживаний в одиночестве 12
2.1 Понятие одиночества 12
2.2. Переживание одиночества 15
2.3 Эмпирическое исследование особенностей переживания одиночества у подростков 17
Заключение 23
Список используемых источников 25
Читать дальше
В ходе исследования представлений акцентуированных подростков об одиночестве была выполнена поставленная перед нами цель, а именно: выявление особенностей представлений об одиночестве у акцентуированных подростков.
В ходе исследования было выявлено, что в данном исследовании мы можем говорить о достаточно маленьком различии между переживанием подростков одиночества глубокого и поверхностного, что можно объяснить возрастными особенностями подростков, а именно: непостоянством эмоций, чувств, субъективных позиций, характера межличностных взаимоотношений, а следственно, и переживания одиночества.
В подростковом возрасте характер только формируется, претерпевает достаточно серьёзные изменения, и может зависеть не только от постоянно меняющегося окружения подростка, но и от неустойчивого, деформирующегося и развивающегося организма ребёнка. При изучении акцентуаций характера мы выявили, что они имеют довольно широкий разброс относительно типов характера, что можно объяснить неустойчивостью психики подростка.
При анализе представлений подростков об одиночестве были сделаны следующие выводы: глубина чувства одиночества в среднем по выборке характеризуется внешними признаками, т.е. одиночество понимается не как собственные чувства и переживания этого состояния, а как внешние факторы, а именно: физическое отсутствие, родных, близких людей; негативное отношение тех же лиц к подростку или негативное отношение к этим лицам. Отношение к одиночеству в большинстве случаев характеризуется как негативное, что свидетельствует либо о переживании актуального одиночества, либо о шаблонах представлений об одиночестве, либо об особенностях личности, в силу которых одиночество переживается в основном тяжело и негативно.
Статистическая обработка данных показала, что существует связь между акцентуациями характера подростков и их представлении об одиночестве по двум параметрам:
1. Отрицательная связь между психастеническим типом и внутренних признаков представления об одиночестве.
2. Положительная связь между эпилептоидным типом характера и негативному отношению к одиночеству.
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. Подростки определяют одиночество как негативное состояние, показателем которого являются внешние признаки одиночества.
2. Представление об одиночестве связано с доминирующим типом акцентуаций.
3. Подросткам в силу возрастных особенностей свойственно неглубокое переживание одиночества.
4. Ярко выраженные чистые типы акцентуаций – особенность подросткового возраста.
Читать дальше
1. Асапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Подростковая психиатрия: руководство для врачей. В.М. Асапов, Ю.В Микадзе. – Спб.: Питер, 2018. – 618 с.
2. Блинникова И.В., Капица М.С., Барлас Т.В. Функциональные и эмоциональные искажения в пространственных представлениях // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. – М.: Издательство Московский университет, 2019. – С. 28-43
3. Валишина, Ф. А. Субъективное переживание одинoчества в старшем подрoстковом возрасте / Ф. А. Валишина, И. С. Лучинкина. // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 278-280.
4. Василюк, Ф.Е. психология переживания/ Ф.Е. Василюк// МГУ им. Ломоносова, 2017. – 98 с.
5. Веккер Л.В. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.В. Веккер. - М.: Смысл, 2019. – 341 с.
6. Вильдавская Л.З. Психологическая диагностика и индивидуально-дифференцированный подход к акцентуированным подросткам/ Л.З. Вильдавская // Вестник №2, 2020. – С. 56-63
7. Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский// М.: Апрель Пресс : ЭКСМО-ПРЕСС, 2016. – 618 с.
8. Исаджанян А.Н. Сoциальные сети как фактор социализации подростков: особенность влияния и риски/ А.Н. Исаджанян // материалы международной заочной научно-практической конференции. (29 апреля 2013 г.) — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2019. – С. 64-75
9. Кон И.С. Дружба/ И.С. Кон, Издательство политической литературы – М., 2016. – 346 с.
10. Корчагина С.Г. Психология одиночества / С.Г. Корчагина / МПСИ 2018. – 215 с.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребёнка от рождения до 17 лет/ И.Ю. Кулагина / М.: УРАО, 2016. – 457 с.
12. Личко А.Е., Патохарактерологический диагностический опросник/А.Е. Личко, Н.Я. Иванов Л.: Медицина, 2013. – 248 с.
13. Малышева С.В. О диагнoстике и коррекции переживаний одиночества у подростков. / С.В. Малышева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.-2018.-№3. – С. 20-28
14. Туревская Р.А. Диагностика механизмов и функций регуляции переживаний в подростковом возрасте / Р.А. Туревская // Вестник №2, 2021. – С. 28-34
15. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -3-е изд., стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2018.- 160 с.
Читать дальше