Введение...................................................................................................................3
1. Нормативно-правовые акты. Норм права ........................................................4
Заключение.............................................................................................................21
Список литературы................................................................................................23
Читать дальше
Подводя итог исследованию, можно сделать вывод о том, что нормативный правовой акт представляет собой, прежде всего, официальный письменный документ, который имеет определенную форму выражения и принят уполномоченным правотворческим органом. Нормативный правовой акт имеет своей целью регулирование определенного правоотношения и направлен на установление, изменение или отмену правовых норм.
Система правовых актов представляет собой определенную иерархию, первую ступень в которой занимают законы, вторую подзаконные нормативные акты.
Для принятия законов существует определенный четко регламентированный законотворческий процесс: принимаются законы Государственной Думой Российской Федерации; законодательной инициативой обладают определенные органы и должностные лица; законопроект проходит определенные стадии от подготовки и экспертизы до утверждения и вступления в юридическую силу. Отдельную роль в законотворческом процессе играют органы – «помощники»: Минюст России, Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации. Каждый из этих органов имеет определенные задачи и полномочия в области законотворческого процесса.
Подзаконный нормативный правовой принимается на основании определенного закона и для обеспечения его исполнения. Выделяют три группы подзаконных нормативных актов: первая группа относится к федеральному уровню; вторая – к уровню субъектов Российской Федерации; третья – к уровню муниципалитетов.
Каждый нормативный правовой акт обладает юридической силой, который определяет его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Юридическая сила наделяет нормативный правовой акт способностью создавать, изменять или прекращать те или иные правоотношения.
Внутреннюю структуру законов и подзаконных нормативных актов составляют правовые нормы. Правовая норма обладает определенным набором признаков, среди которых можно выделить следующие: исходит от государства; является мерой свободы человека; имеет конкретную форму издания; является формой фиксации прав и обязанностей сторон общественного отношения; охраняется государством и является его властным предписанием.
Норма права имеет структуру, состоящую из гипотезы, диспозиции, санкции.
Выделают несколько оснований для классификации норм прав, в зависимости от которых выделяют несколько групп: императивные и диспозитивные; регулятивные, правоохранительные и специализированные правовые нормы.
Таким образом, понятие нормы является ключевым элементом как для правопонимания в целом, так и для целей правоприменения. Необходимым для правоприменения в конкретных общественных отношениях также является уяснение места конкретного правового акта в иерархии законов и подзаконных нормативных актов, установление его юридической силы.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1994. №13. ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 28.12.2016 №11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2017. №1 (Часть I). ст. 2.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ, 1996. №1. ст. 16.
5. Федеральный закон от 30.11.1994 №52-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 1994. №32. ст. 3302.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2014 №1-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева" // Собрание законодательства РФ, 2014. №7. ст. 735.
7. Указ Президента РФ от 13.10.2004 №1313 (ред. от 14.01.2021) "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2004. №42. ст. 4108.
8. Указ Президента от 18 января 2010 г. №80 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ, 2010. №4. ст. 368.
9. Указ Президента РФ от 28.05.2004 №699 (ред. от 25.07.2014) "Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2004. №22. ст. 2147.
10. Приказ Минюста России от 23.04.2020 №105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // [Электронный ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URL: https://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 17.05.2021.
11. Приказ Минюста России от 04.10.2013 №187 (ред. от 27.09.2018) "Об утверждении Порядка организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации" // Российская газета, 2013. №235.
12. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 №2134-II ГД (ред. от 15.12.2020) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1998. №7. ст. 801.
13. Берлявский Л.Г., Данихно С.Н. Классификация источников конституционного права: вопросы теории и практики / отв. ред. Е.В. Колесников. М., 2019. С. 265 - 269.
14. Гамалей А.А., Мусинова М.А. Компромиссные нормы в праве: общие характеристики и возможности использования // Российский следователь. 2020. N 8. С. 37 - 41.
15. Колесников Е.В. Федеральный закон: проблемы типологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 4. С. 9 - 12.
16. Корнев А.В. Нормативность права и нормативизм в праве: теоретические и практические перспективы отдельных юридических школ // Журнал российского права. 2020. N 12. С. 5 - 18.
17. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. М.: Статут, 2017. 160 с.
18. Кучин М.В. Юридическая природа правовой нормы: интегративный подход // Журнал российского права. 2017. N 12. С. 31 - 42.
19. Семякин М.Н. Юридическая техника в методологии цивилистического правоведения // Российский юридический журнал. 2018. N 3. С. 101 - 112.
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Российская газета, 2019. №6.
21. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 17.05.2021).
Читать дальше