Цивилизации Древнего Востока стали первыми, которые оказали огромное влияние на весь мир, а также от которых сохранились памятники политическо-правовой мысли. Главной особенностью цивилизаций была неограниченная деспотия. Человек не рассматривался как отдельно значимая личность, он был лишь частью общества. Если социум стремилось показать свою уникальность, что обычно сопровождалось бунтами, их жестоко наказывали правители.
Все города-государства Древнего Востока изначально представляли собой обособленные области, но впоследствии они объединялись под властью сильнейшего, который становился центром общественной жизни. В основном, люди селились по берегам рек, так как это было выгодно не только географически, но и экономически. По большей части был заселен район Двуречья. Плодородие земель хорошо влияло на торговлю людей. Религиозные представления людей базировались на мифах, что подразумевало собой божественное происхождение всего, в том числе и самого правителя. Поведение общества определялось традициями и обычаями, которые занимало центральное место в жизни людей.
Среди основных цивилизаций Древнего Востока выделяют Древний Китай, Египет, Вавилон и Древнюю Индию. Каждая из них отличалась от других своими политическими учениями и общественным строем.
Памятником политических учений Древнего Вавилона, в первую очередь, считаются законы Хаммурапи. В их текстах восхваляется правитель, ему приписывается божественное начало. Наряду с этим, выделяют «Беседу господина с рабом», в котором находят отражение мысли о том, что раб должен во всем слушаться своего господина.
Древний Египет более богат историческими памятниками. Первым выделяется «Поучения Птахотепа», главная идея которых состоит в необходимости существования неравенства. Бедные представляют собой плохих людей, а богатые хороших. Автор был против каких-либо перемен в обществе. «Поучения Гераклеопольского царя своему сыну» представляет собой идеологию правящего класса, которая выражается в суровом проявлении. «Поучения Аменемопе» пропагандирует уважительное отношение вельмож к обычным людям.
На территории Древней Индии, ровно, как и Китая, по большей части большое значение имели именно религия. Каждая из них имело свое представление об идеальном государстве и праве, поэтому они занимают отдельное место в изучение политических учений. Общей религией двух территорий был буддизм, который зародился в Древней Индии, но впоследствии широко распространился на территории всего Китая. Религии давали свои трактовки относительно правителя. С одной стороны, он мог быть наместником отца на земле, а с другой отрицалось его божественное происхождение. Одна религия пропагандировала смирение бедных, а другая была против расточительства власти и их обогащения, так как это худшим образом сказывалось на обычном народе. Одно у них так и оставалось общим – легче представлялось управлять обществом, у которого было мало знаний, поэтому, например, даосизм высказывал идею естественности человека, также отказ от письменности как таковой. Мораль занимала важное место в определении людей. Конфуцианство считало, что нельзя управлять народом с помощью силы, каждого человека можно воспитать, а суровые методы применять только в серьезных случаях.
Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга, и процесс зарождения политико-правовой идеологии протекал в них что называется в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов.
Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической).
Таким образом, зарождение и дальнейшее развитие всех цивилизаций связано неотрывно с появлением государственности на их территории. Это способствовало появлению вождя, который управлял жизнью общества. Для того, чтобы это обеспечить, появились первые законы, которые и стали древними памятниками политических течений исторических цивилизаций.