Введение 3
1 Личность и философские взгляды Сократа 4
1.1 Биография 4
1.2 Метод познания истины 5
1.3 Задача философии Сократа 7
2 Этическое учение Сократа 8
2.1 Добродетель 8
2.2 Философское незнание 11
2.3 Самопознание 12
Заключение 14
Список литературы 1
Читать дальше
В работе была рассмотрена жизнь Сократа, метод его философии и сущность этического учения.
Сократ был первым из мыслителей, который в своих философских размышлениях поднял этические вопросы. Это ознаменовало новый этап в истории греческой теоретической мысли, философ сделал переворот, поставив духовные ценности на первый план.
Несмотря на то, что рассуждение об отношении знания к добродетели было озвучено Сократом еще во времена античности, данный вопрос продолжает быть актуальным и в современности.
По результатам работы было выяснено, что Сократ всей своей жизнью стремился показать, что знания и поступки, теория и практика должны находиться в единстве: знание определяет ценность поступков, а поступки – ценность знания. Он был уверен в том, что истинные знания и мудрость неотделимы от добродетели и проявляются в поступках.
Сущность этического учения Сократа можно кратко охарактеризовать следующими положениями: добродетель тождественна знанию; человек знает только то, что он ничего не знает; познай самого себя. В осуществлении этих положений на практике Сократ усматривал свое жизненное назначение и призвание.
По мнению философа, этическая добродетель человека заключается в его разумности, понятия истины и добра тождественны
Этическое мировоззрение Сократа отличается парадоксальностью. С одной стороны, добродетель есть знание, и в то же время его мудрость видится в осознании того, что он ничего не знает. Он убежден в существовании и нацелен на выявление общих нравственных понятий, но все его беседы
подвергают сомнению и высмеивают общепринятые нравственные представления.
Он верит в силу разума, знаний, но не стремится придать своим взглядам научную форму, избегая письменного изложения философских взглядов и предпочитая устную беседу. Человек, не стыдившийся признать свое незнание, постоянно был окружен когортой преданных учеников, восторженно его слушавших. В этике Сократа сталкиваются различные этические установки.
По мысли Сократа, мнение, если оно истинно, ведет к правильным действиям и добродетельным поступкам.
Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны любому человеку, если он стоит на пути духовного развития, и он может при необходимых условиях им научиться.
Читать дальше
1. Пустовит, А. В. Этика и эстетика / А. В . Пустовит. – Киев: МАУП, 2006. – 680 с.
2. Нерсесянц, В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. – Москва: Инфра-М, 2020. – 240 с.
3. Суриков И. Е. Сократ / И. Е. Суриков. – Москва: Академический проект, 2017. – 376 с.
4. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии / М. А. Маслина. – Москва: Юрайт, 2017. – 576 с.
5. Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. – СПб: Алетейя, 2001. – 337 c.
6. Гусейнов А. А. Античная этика. / А. А. Гусейнов. – Москва: Либроком, 2017. – 288 с.
7. Ксенофонт Воспоминания о Сократе / С.И. Соболевский. – Москва: Рипол, 2020. – 472 с.
Читать дальше