ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения фельетонов В.М. Дорошевича о печати 5
1.1. Жанр «фельетон» в работах современных исследователей 5
1.2. Место фельетона в журналистской биографии В.М. Дорошевича 5
Выводы к главе 14
Глава II. Тема печати в фельетонном творчестве В.М. Дорошевича 14
2.1. Проблемно-тематический аспект фельетонов В. М. Дорошевича 15
2.2. Своеобразие авторской манеры и стилистический аспект фельетонов В.М. Дорошевича о печати 20
Выводы к главе 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Список источников 28
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение проблемно-тематического и стилистического аспектов фельетонов В.М. Дорошевича.
Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- изучен фельетон как жанр журналистики;
- исследована роль фельетона в журналистской деятельности Дорошевича;
- изучены фельетоны Дорошевича о печати;
- изучен проблемно-тематический и стилистический аспекты фельетонов В. М. Дорошевича о печати.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
В данной работе исследование языковых характеристик художественных страниц советской эпохи проводится на материале работы художественного раздела публициста В. М. Дорошевича. Языковые особенности художественного жанра отражают индивидуальный стиль автора и специфику эпохи создания текста.
При подготовке исследования для реализации поставленной цели - понимания структуры языкового жанра фельетона в контексте языковых вкусов эпохи - были выявлены жанрообразующие факторы и стилистические особенности фельетона. Выявлены особенности исторического развития жанра, особенности личности автора художественных страниц В. Дорошевич настроены.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы: - Развитие тематических страниц в течение примерно двух столетий, которое качественно меняется, идет по спирали: оно проходит три примерно одинаковых этапа:
1) Информативность имеет приоритет над оценочной, сатирической составляющей. Роль жанра - разоблачить, просто сообщив о факте.
2) важность оценки, позиция автора превалирует над информативной составляющей, задача жанра - анализировать явление, которое проявляется в том или ином факте;
3) фельетон «трогательные мелочи», смех ради смеха, задача жанра в большей степени развлечение и отвлечение. Жанр сейчас находится на третьей стадии развития (на втором качественном уровне). Однако на основе теоретических исследований можно предположить, что раздел функций приближается к переходу на новый этап развития.
- По результатам анализа подтверждается ранее установленная гипотеза о высокой социальной значимости тематических страниц в советское время в отличие от современных тематических страниц, демонстрирующая праздную работу языка, создание эффекта комиксов;
- Со временем роль жанра меняется: «Теперь нет борьбы, нет притяжения или защиты точки зрения». В современном мире тематический раздел не выполняет своей функции по формированию взглядов общества на определенные явления реальности;
- Советским тематическим страницам присущи следующие характеристики: документальный - опора на конкретные факты, своевременность, эффективность, простота формы и доступность для широкого круга читателей, высокая социальная ценность;
- В настоящее время происходит трансформация жанра, проникновение чужеродных жанровых характеристик в художественный раздел. При этом некоторые черты тематических страниц, в частности ироническое отношение к действительности, сарказм, становятся характерными для других жанров.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Лингвистические механизмы комиксов [Текст]. М .: Индрик, 2017 - 728 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М .: Советская энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.classes.ru/grammar/174.Akhmanova/ (дата обращения: 21.03.2021)
3. Бахтин М.М. Проблема языковых жанров // Собр. op.T.5: Сочинения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm (дата обращения: 21.03.2021)
4. Борев Ю. Б. Комиксы или Как смех наказывает несовершенства мира, очищает и обновляет человека и подтверждает радость бытия. Москва: Искусство [Текст], 2019 - 272 с.
5. Вакуров В. Н. Язык - это юмор и сатира на советских страницах [Текст]. М .: Изд-во МГУ, 2019 - 54 с.
6. Виленский М.Е. Как написать тематический раздел. [Текст] М .: Роза Мира, 2019. - 208 с.
7. Дмитровский М.И. Спорные вопросы о функциях раздела. Алма-Ата, 1966-32 с. 13. Евдокимова Т.Н. Оценка современного сатирического текста (на примере Папмлета Дмитрия Быкова «Правопраила») // Вестник МГУП. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenochnost-sovremennogosatiricheskogo-teksta-na-primere-pamfleta-dmitriya-bykova-pravopravila (дата обращения: 21.03.2021)
8. Журбина Е. И. Искусство художественного оформления [Текст]: Монография. М .: Художественная литература, 2019 - 286 с.
9. Земская Е. А. Приемы комического языка в советской литературе // Исследования о языке советских писателей: [Сборник статей / Отв. Ред .: Бархударов С.Г., Левин В.Д.]. Просвещение,- М., 2019. - 315 с.
10. Иванова А.С. Репрезентация дефицита советской культуры во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х годов. Запас безопасности, №3 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/iv18.html (дата обращения: 21 марта 2021 г.)
11. Ильясова С.В. Языковая игра в коммуникационном пространстве СМИ и рекламы. М .: ПрессМ, 2019 - 296 с.
12. Истомина А.Е. Характеристика жанра политических очерков // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/iv18.html (дата обращения: 21.03.2021)
13. Кайда Л. Г. Стиль тематических страниц: Выражение авторской позиции. Лекции [Текст]. М .: ПрессМ, 2017. - 62 с.
14. Писатель Кольцов М.Е. в газете. Разговаривать. Предметы. Примечания: монография [Текст]. М .: Советский писатель, 1961-139 с.
15. Коньков В. И. Языковая структура газетных жанров: учебник. [Текст]. СПб .: Роза Мира, 2018. - 221 с.
16. Коньков В. И., Поцарь А. Н. Стилистический анализ текста: учеб. Справочник для студентов факультета журналистики [Текст]. СПб .: Роза Мира, 2016 - 96 с.
17. Коньков В.И., Краснова Т.И., Рогова К.А. Преимущество [Текст]. - СПб.: ПрессМ, 2019. - 92 с.
18. Костомаров В.Г.Лингвистический вкус эпохи. Из наблюдений за языковой практикой СМИ [Текст]. СПб .: ПрессМ, 2019 - 320 с.
19. Кройчик Л. Е. Раздел современной газеты. // Вестник Адыгейского государственного университета [Текст], 2015. - 232 с. 103
20. Курляндская С.В. Фельетон - сатирический жанр: // СМИ в современном мире. Молодые исследователи: материалы 13-й Международной конференции студентов, студентов и аспирантов [Текст]. М .: Б. и., 2019 - 32 с.
21. Лазутина Г.В. Жанры журналистского творчества. М .: ПрессМ, 2018. - 320 с.
22. Лингвистический энциклопедический словарь. Под. под ред. Ярцевой В. Н. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/ (дата обращения: 21.03.2021)
23. Ляпун С.В. Смена приоритетов в жанровой системе журналов постсоветского периода // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и история искусства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/smena-prioritetov-v-zhanrovoy-sistemeperiodicheskoy-pechati-postsovetskogo-perioda (дата обращения: 21.03.2021)
24. Малый академический словарь русского языка: В 4-х томах. под ред. Евгеньевой А.П. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/dictionary-russian-academ.htm (дата обращения: 21.03.2021)
25. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н / д: Просвещение [Текст], 2019 - 562 с.
26. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, языковая культура, стилистика, риторика [Текст]. М .: Флинта: Наука, 2003. - 432 с.
27. Нариньяни С. Д. Сюжет и «Краски» // Советский фельетон / [Сост., Текстовая подготовка, комментарий. Бойко К. Г. и Весенина Е. М.; Предисловие Дж. Эльсберга [Текст]. М .: Просвещение, 2019. С. 479-480. - 528 с.
28. Норман Б. Ю. Играйте на грани языка [Текст]. М .: Просвещение: Наука, 2019. - 344 с.
29. Павлов Н. П. Русские писатели в нашем регионе [Текст]. Просвещение, 2016 - 142 с. 104
30. Павлова Е. А. «Гражданин поэт»: тематический раздел в современном медиапространстве // СМИ в современном мире. Молодые исследователи: материалы 13-й Международной конференции студентов, студентов и аспирантов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1395390133_5715.pdf (дата обращения: 21.03.2021)
31. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры [Текст]. М .: Просвещение, 2018. - 552 с.
32. Сидорчук Е. В. Трансформация тематических страниц на примере сатирических циклов Д. Л. Быкова «Гражданин поэт» и «Господи» // Литература в контексте культуры. Проблема 23. Романоф [Текст]. 2018. С. 112-118.
33. Солганик Г. Я. К определению терминов «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика [Текст]. 2015. № 2. С. 7-15.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Дорошевич В. М. Как я попал на Сахалин [Текст]. М., 1905. - С. 45.
2. Дорошевич В. М. Сахалин. Каторга и преступления: в 2-х ч [Текст]. М., 1907. Ч. 1. - С. 5.
Читать дальше