Введение……………………………………………………………..…………….....3
1. Общая характеристика деятельности ИКАО……………………………………5
1.1 История создания и основные направления деятельности……………………5
1.2 Обеспечение безопасности полетов над морем, как вид деятельности ИКАО…………………………………………………………………………………7
2. Проблемы деятельности ИКАО по обеспечению безопасности полетов над морем и пути их разрешения………………………………………………………16
2.1 Проблемы деятельности ИКАО по обеспечению безопасности полетов над морем………………………………………………………………………………..16
2.2 Совершенствование деятельности ИКАО по обеспечению безопасности полетов над морем……………………………………….........................................18
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………….......................26
Читать дальше
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) является межправительственным специализированным учреждением ООН, созданным в 1944 году в целях обеспечения упорядоченного и регулируемого функционирования и развития мировой авиатранспортной системы.
Уставным документом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и основным источником международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). В 96 статьях определяются привилегии и ограничения всех Договаривающихся государств и предусматривается порядок принятия Международных стандартов и Рекомендуемой практики, регулирующий международный воздушный транспорт.
К настоящему времени ИКАО объединяет 193 Договаривающихся государства, являясь одной из самых авторитетных, эффективных и представительных международных организаций.
В своей деятельности ИКАО устанавливает международные стандарты и правила, выполнение которых государствами необходимо для обеспечения безопасности, регулярности и экономической эффективности международных воздушных сообщений.
Нормативными документами ИКАО регламентируется регулирование международной гражданской авиации в сфере безопасности полетов, авиационной безопасности (защита от актов незаконного вмешательства), воздушного транспорта, охраны окружающей среды от воздействия авиации.
Полномочным органом ИКАО является Ассамблея, которая собирается на сессию один раз в три года, если не появляется необходимость в рассмотрении экстренных ситуаций. Ассамблея рассматривает проделанную ИКАО работу в технической, экономической, юридической, финансовой областях, в сфере оказания технической помощи, дает руководящие указания исполнительным органам ИКАО по направлениям деятельности.
Юбилейная 40-я Ассамблея ИКАО состоялась с 24 сентября по 4 октября 2019 года, российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.А. Юрчик. Повестка дня Ассамблеи включала как организационные вопросы функционирования ИКАО, так и актуальные вопросы по различным направлениям деятельности Организации.
Высшим постоянно действующим руководящим органом ИКАО является Совет в составе 36 государств, избираемых Ассамблеей сроком на три года и возглавляемый Президентом Совета. Совет избирает своего Президента сроком на три года и он может быть переизбран. Г-н Сальваторе Шаккитано, шестой и нынешний Президент Совета ИКАО, был избран 25 ноября 2019 года сроком на три года начиная с 1 января 2020 года.
Вхождение в Совет свидетельствует о ведущей роли государства в мировом авиационном сообществе. Избираясь в Совет с 1971 года, наша страна активно и плодотворно участвует в его работе.
Секретариат ИКАО - постоянный орган, обеспечивающий работу Ассамблей, Совета и других органов, а также региональных офисов Организации. Секретариат состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационное управление, Авиатранспортное управление, Управление технического сотрудничества, Юридического управления и Административного управления.
В структуре ИКАО имеются 7 региональных бюро. Российская Федерация аккредитована при Европейском и Североатлантическом бюро (EUR/NAT) в г. Париж. Пост Регионального Директора в настоящий момент занимает г-н Дени Гиндон.
Российская Федерация является членом ИКАО с 14 ноября 1970 г. с учетом правопреемственности России с 26 декабря 1991 г. членства в ИКАО Союза Советских Социалистических Республик.
Участие России в ИКАО имеет приоритетное значение для защиты политических, экономических интересов нашей страны, для повышения ее роли и значимости в международном авиационном сообществе.
Участие России в ИКАО дает возможность:
- оказывать влияние на формирование политики ИКАО во всех сферах ее деятельности с учетом российских интересов;
- защищать и поддерживать решения, при которых российская гражданская авиация осуществляет беспрепятственную эксплуатацию российских воздушных судов и авиационной техники российского производства на международных авиалиниях;
- получать в рамках ИКАО информацию по передовому зарубежному авиационному опыту и внедрять его в отечественную практику;
- препятствовать принятию таких международных стандартов на различные виды деятельности воздушного транспорта, которые принесли бы материальный и финансовый ущерб отечественной авиации;
- сокращать сроки и материальные затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отечественной авиации и промышленности;
- получать сведения по принципиальным и практическим проблемам авиации, способствующим устойчивому развитию отечественной гражданской авиации.
Использование требований, изложенных в документах ИКАО, лежит в основе разработки нормативных документов и рекомендуемой практики, регламентирующих работу всех служб гражданской авиации Российской Федерации, авиационного персонала, самолетно-моторного парка, средств связи, организации и технических средств службы управления воздушным движением.
Российские представители работают в Совете и всех рабочих органах Совета. Российские эксперты представлены практически во всех группах экспертов, учреждённых ИКАО для решения актуальных международных проблем в сфере деятельности Организации.
Читать дальше
1. "Конвенция о международной гражданской авиации" (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) // СПС КонсультантПлюс
2. Международный (зарубежный) стандарт. Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (ICAO 9284 SUPP-2019 Technical Instructions for the Safe Transport of Dangerous Goods by Air) : [принят Международной организацией гражданской авиации 01 января 2019 года].
3. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС КонсультантПлюс
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
6. Проект Федерального закона N 508710-5 "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.03.2011) // СПС КонсультантПлюс
7. Ассоров Н.А., Нечаев Е.Е., Чехов И.А. К вопросу о высоте перехода в воздушном пространстве Российской Федерации // Научный вестник МГТУ ГА. 2016. №226 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vysote-perehoda-v-vozdushnom-prostranstve-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.04.2021).
8. Воробьев В.В., Власова А.В. Роль радиоэлектронного оборудования в управлении безопасностью полетов при реализации Глобального аэронавигационного плана ИКАО // Научный вестник МГТУ ГА. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-radioelektronnogo-oborudovaniya-v-upravlenii-bezopasnostyu-poletov-pri-realizatsii-globalnogo-aeronavigatsionnogo-plana-ikao (дата обращения: 24.04.2021).
9. Завьялова В.А., Саблин Д.А. Правовые аспекты формирования национального законодательства об аэропортах и внедрения стандартов ИКАО в их деятельность // Magyar Tudományos Journal. 2020. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-formirovaniya-natsionalnogo-zakonodatelstva-ob-aeroportah-i-vnedreniya-standartov-ikao-v-ih-deyatelnost (дата обращения: 24.04.2021).
10. Казыкин А.А., Спицын А.Е., Чернов В.А., Медведева Г.С., Иванов В.А. Новые пути в концепции CNS/ATM // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2018. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-puti-v-kontseptsii-cns-atm (дата обращения: 24.04.2021).
11. Лебедева М.Ю. Правовой статус и управление аэропортами в странах-членах ИКАО // Научный вестник МГТУ ГА. 2015. №216 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-i-upravlenie-aeroportami-v-stranah-chlenah-ikao (дата обращения: 24.04.2021).
12. Миягашева В.А., Иншаков Д.Р., Пономарёв А.В., Бойко О.Г. Экологические проблемы в авиации и пути их решения // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskie-problemy-v-aviatsii-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 24.04.2021).
13. Петрова Р.Е. Правовые аспекты обеспечения полетов в условиях киберугроз: на примере гражданской авиации // Мониторинг правоприменения. 2020. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-obespecheniya-bezopasnosti-poletov-v-usloviyah-kiberugroz-na-primere-grazhdanskoy-aviatsii (дата обращения: 24.04.2021).
14. Сайфутдинов Р.А., Савинов И.В., Родненко Я.В., Белогрудова Д.Ю., Някина А.С. Перевозка грузов на воздушном судне // Вестник УлГТУ. 2020. №2-3 (90-91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perevozka-gruzov-na-vozdushnom-sudne (дата обращения: 24.04.2021).
15. Шаров В.Д., Елисеев Б.П., Воробьев В.В. Анализ недостатков в описании процедур управления риском безопасности полетов в документах ИКАО // Научный вестник МГТУ ГА. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-nedostatkov-v-opisanii-protsedur-upravleniya-riskom-bezopasnosti-poletov-v-dokumentah-ikao (дата обращения: 24.04.2021).
16. Шаров В.Д., Воробьев В.В. Ограничения по использованию матрицы ИКАО при оценке рисков для безопасности полетов // Научный вестник МГТУ ГА. 2016. №225 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu-matritsy-ikao-pri-otsenke-riskov-dlya-bezopasnosti-poletov (дата обращения: 24.04.2021).
Читать дальше