Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению сострадания к себе и психического благополучия у студентов………………………………5
1.1 Понятие, структура, виды психического благополучия у личности……5
1.2 Cострадание к себе как характеристика самоотношения личности….…9
1.3 Взаимосвять переживания сострадания к себе и эмоциональных состояний…………………………………………………………………………13
1.4 Особенности проявлений эмоционального состояния и самоотношения у студентов…………………………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи сострадания к себе и психического благополучия у студентов ……………………………………..19
2.1 Характеристика организация исследования ………………………………19
2.2 Характеристика методов исследования……………………………………20
Глава 3. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования взаимосвязи сострадания к себе и психологического благополучия у студентов………………………………………………………………………...24
3.1 Оценка полученных результатов………………………………………….24
3.2 Корреляционный анализ полученных результатов………………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемой литературы ……………………………………………34
Приложение 1…………………………………………………………….………36
Приложение 2……………………………………………………………….……39
Читать дальше
В данной работе проведено исследование, раскрывающее взаимосвязи психологического благополучия студентов и их сострадания к себе.
В первую очередь было проведен анализ литературы по теме психологического благополучия. Психологическое благополучие – это категория, которая сейчас активно исследуется, но пока однозначной трактовки термина исследователи не имеют. Однако есть два подхода, которые вкладывают свое значение в это понятие. Геодонический подход поясняет нам, что психологическое благополучие состоит из аффективного баланса и удовлетворенности жизнью (в качестве когнитивного компонента). В это же время сторонники эвдемонического подхода говорят о том, что благополучие складывается от ощущения постоянного развития личности и достижения целей. В рамках этой концепции были выделены блага человека, которые определяют его психологическое благополучие.
Сострадание к себе является частью самоотношения каждого человека– одной из категорий в структуре нашей личности. Проявляется оно в заботливом, добром отношении к себе в трудных ситуациях. Сочувствие к себе значительно влияет на переживание эмоциональных состояний в трудных ситуациях, что говорит о необходимости развития эмпатии к себе, особенно в юном возрасте.
В частности можно сказать о том, что человек, который не может проявить понимание и сочувствие к себе, более подвержен отчужденности от себя, от общества, что дает предпосылки для развития еще больших негативных переживаний. С другой стороны, добросердечное отношение к себе позволяет ощутить свою подлинность, меньше переживать по поводу возникающих трудностей. Качество переживаний эмоциональных состояний также нашло отражение в уровне психологического благополучия у студентов.
Студенческие годы имеют свои особенности. Они обусловлены возрастом молодых людей, которые вступают во взрослую жизнь. Психологическое благополучие студента проявляется не только в их психическом здоровье, но и в эффективности выполнения учебно-профессиональной деятельности, с действительными успехами в учебе и межличностных отношениях. Также студенты сталкиваются с тем, что им требуется самостоятельно принимать решения.
Для того, чтобы проверить гипотезу о взаимосвязи психологического благополучия и сострадания к себе было проведено эмпирическое исследование студентов. В исследовании использовались методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф и «Сочувствие к себе» К. Нефф.
Исходя из результатов исследования по первой методике, было установлено, что более половины студентов имеют низкий уровень психологического благополучия (69% студентов), тогда как 19% студентов имеют средний уровень и только 12% - высокий.
После оформления итогов по субшкалам второй методики было проведено корреляционное исследование для выявления внутренних связей. Исследование показало, что сочувствие к себе проявляется в доброте к себе, во внимательности к своим переживаниям и общности с человечеством. Сочетая в себе эти показатели, у студента развивается высокий уровень эмпатии к себе. Одновременно с развитием любящего отношения к себе снижается влияние самокритики на студента. Зачастую самокритика у студента сопровождается чувством отчуждения от общества, одиночеством и глубоким погружением в эмоциональную составляющую неприятной ситуации. В таком случае студент зацикливается на своих переживаниях и самобичевании, что не помогает разрешить сложившуюся ситуацию и лишь усиливает ее негативный оттенок.
Также был проведен анализ взаимосвязей между используемыми методиками. Результаты анализа показали, что шкалы психологического благополучия имеют значительные и высокие коэффициенты корреляции со многими показателями методики «Сочувствие к себе». Было установлено, что самокритика, самоизоляция и чрезмерная идентификация личности студента негативно отражаются на его психологическом благополучии, что обусловлено высокими отрицательными коэффициентами. Основная положительная связь психологического благополучия сложилась с добротой к себе, а отрицательная связь – с самокритикой. Таким образом, можно сказать, что такие показатели как «Доброта к себе» и «Самокритика» являются крайними точками на одной оси и высокий уровень одного из показателей исключает высокий уровень второго. Большинство показателей методики «Шкала психологического благополучия» имеют самые высокие корреляции именно с этими шкалами.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что сочувствие к себе имеет влияние на уровень психологического благополучия. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.
Стоит также сказать о важности исследований в этой области. На сегодняшний день П. Гилберт основал отдельное направление в когнитивно-поведенческой терапии, которое означает терапию, фокусированную на сострадании. Оно направлено на развитие в человеке потенциала самосочувствия, доброты и понимая к себе. Автор данной работы считает его перспективным направлением в психологии.
Читать дальше
1. Байнов А. М. Психология личности. - Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2018. - № 11 (27). - С. 169-171.
2. Водяха С. А. Экзистенциональные основы формирования психологического благополучия личности. - Исследователь/Researcher. - 2018. - № 1-2 (21-22). - С. 78-81.
3. Кисляков П. А. Психосоциальное благополучие как показатель социальной безопасности личности и общества. - Russian Journal of Education and Psychology. - 2016. - № 1 (57). - С. 82-91.
4. Кузина Д. И. Особенности самоотношения и жизнестойкости у студентов. - Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2015. - № Спецвыпуск ч. 1. - С. 194-200.
5. Кукулите Т. Г. Основные подходы к изучению самоотношения личности в зарубежной психологии. - Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2011. - № 1 (31). - С. 127-132.
6. Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников). - Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 28-36.
7. Рикель А. М., Туниянц А. А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах. - Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - № 2. - С. 64-82.
8. Скорынин А. А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности. - Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - № 2. - С. 87-93.
9. Сухов А. Н. Социально-психологическая структура личности. - Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - том 7. - № 1 (24). - С. 8-21.
10. Хватова М. В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности. - Гаудеамус. - 2015. - № 1 (25). - С. 9-17.
11. Чиркова В. С., Махинова О. В. Отличительные особенности самоотношения студентов и подростков. - Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 7-1. - С. 95-97.
12. Чистопольская К. А., Осин Е. Н., Ениколопов С. Н., Николаев Е. Л., Мысина Г. А., Дровосеков С. Э. Концепт «Сочувствие к себе»: российская адаптация опросника Кристин Нефф. - Культурно-историческая психология. - 2020. - том 16. - № 4. - С. 35—48.
13. Янченко А. А., Нартова-Бочавер С. К. Сострадание к себе как адаптивное свойство личности. - Психологические исследования. - 2020. - том 13. - №71. - С. 1-23.
Читать дальше