ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС……………………..5
1.1. Память как вид мнемической деятельности…………………………………5
1.2. Природные факторы, лежащие в основе индивидуальных различий устойчивой, сложившейся структуры памяти человека…………………………..9
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТИ………………………………………………….13
2.1. Задачи исследований…………………………………………………………..13
2.2. Методы исследований………………………………………………………....13
2.2.1. Физиологические методы……………………………………………………13
2.2.2. Методы математической статистики………………………………………. 17
2.3. Организация исследования……………………………………………………17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ЗАДАЧАМ…………..….19
3.1. Результаты исследований, соответствующие первой задаче………………..19
3.2. Результаты по второй задаче…………………………………………………..26
3.3. Результаты третьей задачи…………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..32
Читать дальше
Проведено теоретико-экспериментальное исследование по выявлению психологических факторов развития контекстно-понятийной памяти в процессе когнитивной деятельности, позволившее сделать следующие выводы.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что память, как компонент когнитивной сферы субъекта, целесообразно рассматривать как психический процесс и психическую деятельность. Такой подход позволяет изучать не только результаты, но и саму деятельность запоминания. Установлено, что память как психическое явление находится в тесном взаимодействии с ощущениями, восприятием и представливанием, мышлением и воображением, что отражено нами в уточненных структурной и функциональной моделях когнитивной сферы субъекта, позволяющих определить соответствующие связи исследуемого явления с вышеперечисленными.
Кроме того, нами сформулировано понятие операционной единицы памяти как наименьшей частицы информации, которую способен воспринять и усвоить человеческий мозг; выделены в качестве таких единиц образ, знак, слово, понятие и контекст (смысл).
Используя операционные единицы памяти в качестве логических оснований деления, мы, в рамках таксономического подхода к классификации понятий, выделили следующие виды памяти: 1) образный; 2) знаково-словесный; 3) контекстно-понятийный.
Последний вид памяти, с нашей точки зрения, представляет наибольший интерес в рамках когнитивной деятельности субъекта и определяется нами как вид мнемической деятельности, в процессе которой происходит выявление, запоминание и сохранение внутренней (смысловой) сущности того или иного явления, деятельности, информационного материала, представленного в виде понятий и сформированных из них суждений. В структуре памяти выделяются процессы запоминания (забывания), сохранения, воспроизведения, которые проявляются в действиях конституирования, потенциирования и актуализации, представляющих собой, в свою очередь, совокупность мнемических операций. Контекстно-понятийная память выполняет перцептивную, кумулятивную, репродуктивную функции и позволяет усваивать большие объемы знаний.
Развитие у человека контекстно-понятийной памяти способствует усвоению больших объемов знаний и характеризует собой более высокую ступень развития ментальных способностей субъекта, а также достаточного развития других когнитивных процессов, например, мышления, воображения, внимания.
Когнитивная деятельность выступает как функциональное пространство развития контекстно-понятийной памяти субъекта посредством реализации интегрированных функций: перцептивно-познавательной, кумулятивно-познавательной репрезентативно-познавательной (интеграция познавательной функции когнитивной деятельности с функциями контекстно-понятийной памяти), перцептивно-преобразовательной, кумулятивно-преобразовательной, репрезентативно-преобразовательной (интеграция преобразовательной функции когнитивной деятельности с функциями контекстно-понятийной памяти.
Читать дальше
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 2015.-С.23-25.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 2011.- С.263-267.
3. Бергсон А. Материя и память. Собр. соч.: - СПб., 2011.- С.211-216.
4. Бочарова С.П. Системный подход к изучению мнемических процессов //Исследование памяти. - М.,2012.- С.345-348.
5. Величковский Б.М. Зрительная память и модели переработки информации человеком // Вопросы психологии. - 2017. - № 6.- С.45-50.
6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 2013.-С.203-206.
7. Дудкин К. Н. Зрительное восприятие и память. - Л.: Наука, 2015.- С.89-90.
8. Зинченко В.П., Мунипов В.М., Гордон В.М. Исследование визуального мышления. // Вопросы психологии. — 2013. - № 2.- С.25-30.
9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011.-С.456-460.
10. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы - М., 2018.- С.398.-400.
11. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. - М.,2011.- С.45-48.
12. Монти Р., Тауб Г., Логхерн К. Оперативное запоминание последовательных событий: влияние скорости предъявления, числа категорий и длины пробы // Инженерия психология за рубежом. - М., 2017.- С.16-20.
13. Репкина Г.В. Исследование оперативной памяти // Проблемы инженерной психологии. - Вып. 3. - Л.,2015.- С.47-50.
14. Роговин М. Н. Проблемы теории памяти. - М., 2017.- С.78-81.
15. Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. -М.: Просвещение, 2016.-С.378-380.
16. Цепляев Ю.Ф., Федосеев И.В. и др. Развитие психофизиологической устойчивости диспетчерского состава при работе в усложненных условиях УВД // Психофизиологические вопросы подготовки летного и диспетчерского состава. - Л.: ОЛАГА, 2019.- С.115-118.
17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Изд. корпорация Логос, 2014. -С.201-206.
18. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017.- С.114-119.
19. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. - М.: Наука, 2018. – С.104-108.
20. Шемякин Ф. Н. О психологии пространственных представлений // Ученые записки НИИ психологии. -Т.1. - М.,2014.- С.58-59.
21. Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве //Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2015. - T.I.- С.118-120.
22. Atcinson R.C., Shiffrin M. The control of short-term memory, set. - Am. 2017. Vol. - 220/4.- Р.41-44.
23. Bartlett F.С. Remembering. - Cambridge, 2012. – Р.45-49.
24. Janet P. L'évolution de la memoire et de la notion du temps. - Paris,2019. – Р.49-52.
25. Kofflca K. Principles of Gestalt Psychology. N.J. - 2017. – Р.52-56.
26. Kohler W. Gestalt Psychology. - N., 2019. – Р.25-28.
Читать дальше