ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. СМИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ…………………………..7
1.1 СМИ: сущность, функции, виды, эффективность и действенность………7
1.2 Политические ток-шоу и методы их влияния на общественное сознание………………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТОК-ШОУ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ……………………………………………….14
2.1 Позиционирование популярных российских политических ток-шоу…..14
2.2 Анализ технологий манипуляций общественным сознанием посредством политических ток-шоу…………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..27
Читать дальше
Исследования массового сознания (как в целом, так и его социально-политической формы) традиционно связывают с накопленными различными науками знаниями об институтах власти, неком политическом идеале и его влиянии на сознание людей, с изучением психологии масс, развитием массового общества, научным осмыслением роли масс в управлении государством.
Современное социологическое изучение политического сознания связано с исследованием доминирующих в нём ценностей и ориентаций, роли политических институтов на формирование и развитие массового сознания, изучением политических конфликтов, политического участия и политического поведения масс, парадоксов и противоречий политического сознания граждан. Процесс формирования политического сознания предполагает осознание субъектами общества реалий политической жизни, характерных им ценностных ориентаций и интересов. Неоднородность политического сознания обусловлена неоднородностью и сложностью самого общества.
На основании проведенного анализа технологий манипуляций, используемых на политических ток-шоу различных каналов российского телевидения было выявлено, что во всех рассматриваемых ток-шоу встречается огромное количество примеров использования манипуляций, что позволяет судить о некой систематичности манипулирования общественно-политическим сознанием.
Причем большинство ток-шоу: «Вечер» с В. Соловьевым, «Свободы мысли», «К барьеру», «Познер» и ряд других общественно-политических ток-шоу – сегодня содержит не одну манипулятивную технологию, а целый комплекс различных методов, причем большинство из передач предпочитают использовать технологии изменения смысла понятий и суггестивный подбор слов конструкций в сочетании с апелляцией к авторитету, повторению нужной информации, а также утверждение и упрощение.
Также в ходе проведенного исследования было выявлено, что в каждой без исключения передачи именно ее ведущие принимают более активное участие в манипуляции, ведь именно от них исходит весь поток необходимой главным манипулятором информации, ведь это ведущие акцентируют внимание зрителей и гостей студии на том или ином политическом событии или моменте, это ведущие держат весь зал в напряжении, это они активно склоняют общественность к той или иной точке зрения.
Основными источниками манипуляций на российском телевидении в общественно-политических ток-шоу являются сегодня различные «медийные политики», такие как Жириновский, Навальный, Виноградов, Малашенко, Марков, Макаров и др. Именно они чаще всего приглашены в роли экспертов на подобного рода ток-шоу, что свидетельствуют в свою очередь о манипуляторных намерениях самих создателей таких ток-шоу.
Также стоит отметить, что накал манипуляций обостряется общественно-политических ток-шоу в периоды политической борьбы в России, когда стороны стараются перетянуть общественность на свою сторону, скрыто диктуя каждому за кого им необходимо отдать свой столь драгоценный голос, после чего накал манипуляций спадает, но при этом полностью никогда не исчезает.
Таким образом, можно заявить о том, манипуляция общественным сознанием на телевидении была и остается сегодня, причем данный вопрос является по-прежнему острым и требует дальнейшего изучения и пристального внимания.
Читать дальше
Нормативно-правовая база
1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 30.12.2020) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 01.01.2021)
Справочная и учебная литература
2. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 3-е изд., 2016. – 160 с.
3. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2020. – 528 с.
4. Корносенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста, Изд.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 360 с.
5. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. – 8-е изд., испр. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 351 с.
6. Сапунов В.И. Зарубежные информационные агентства. – 4-е изд. доп. и перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. – 384 с.
Статьи из журнала
7. Выжлаков М.В. Манипуляция сознанием в аналитических передачах российского телевидения // Вестник ВГУ. Серия: Филология, Журналистика, 2012.-№1.-С.154-155
8. Голубь Ю.Г. Постмодернистская симуляция как инструмент манипуляции общественным сознанием // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 2. – С.119-121.
9. Гуленко П.В. Истоки и генезис формата «Общественно-политические ток-шоу» // Вестник Моск. Ун-та. Сер. Журналистика, 2016. №6. – С.109-111.
10. Гуржий А.Д. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Молодой ученый. 2015. №12 (92). – С 991-993.
11. Демидченко В. В. Понятие политических технологий: сущность, формы и виды // Политология. 2017. – С. 140-142.
12. Коданина А. Л. Политика и журналистика как родственные коммуникационные сферы // Вестник ННГУ, 2017. №2. – С.445.
13. Коханов Е. Ф. Политические ток-шоу: диалогичность и интерактивность? // Вопросы теории и практики журналистики, 2017. №5. – С.50-59.
14. Чуаньчжао Л. Роль журналистики в репрезентации политической сферы жизни // Мир науки, культуры, образования, 2020. №3 (82). – С.444-445.
15. Меретукова Б.А. К вопросу о культурологическом дискурсе СМИ // Экономика и бизнес, 2010.-№2.-С.1-3
16. Могилевская Э.Д. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Научно-культурологический журнал, 2016. № 15. – С.34-37.
Статьи из сборника
17. Авцинова Г.И., Серегин А.А. Политические ток-шоу о современной России: проблемное поле исследований // Материалы 18 международной научно-практической конференции Изд.: Lulu press., Inc. 2019. – С.29-34.
Интернет-ресурсы
18. Глоссарий СМИ [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: http://associationnewsmedia.ru/page_glossari.html (дата обращения 21.04.2021)
19. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: http://libarch.nmu.org.ua/bitstream/handle/GenofondUA/44695/4fa42deac644be1fd4e5d610ddc1e8d3.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 21.04.2021)
20. Жириновский и Затулин чуть не подрались с Соловьевым на ток-шоу «Вечер» [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=vySFFsqlCns (дата обращения 21.04.2021)
21. Зелинский С.А. Анализ массовых манипуляций в России. Анализ задействования манипулятивных методик управления массами в исследовании деструктивности современной эпохи на примере России. Психоаналитический подход [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: http://psyfactor.org/lib/zelinski. htm (дата обращения 21.04.2021)
22. Кащук А. А. Телевизионные мифы - один из способов манипуляции сознанием аудитории [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: http://jarki.ru/wpress/2009/07/05/765/ (дата обращения 21.04.2021)
23. Маклюэн М. Телевидение: робкий гигант [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: http://rl-online.ru/articles/1-01/20.html (дата обращения 20.04.2021)
24. Некоторые приемы журналистики и результаты их применения [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: http://ukrmonitor.ucoz.org/news/ nekotorye_priemy_zhurnalistiki_i_rezultaty_ikh_ primenenija/2010-11-24-5209 (дата обращения 21.04.2021)
25. Прохорова Е.П. Функции журналистики [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook714/01/part-004.htm#i310 (дата обращения 20.04.2021)
26. СМИ как четвертая власть: миф и реальность [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_en (дата обращения 20.04.2021)
27. Сценические приемы в презентации [Электронный источник]: информационный ресурс. – URL: http://www.atanor.ru/article/index.php?ELEMENT_ID=6009 (дата обращения 21.04.2021)
Читать дальше