Введение 3
Глава 1. Система нетарифного регулирования внешнеторговой 5
деятельности ЕАЭС: понятие, содержание, методы и меры 5
1.1. Понятие, сущность и методы нетарифного регулирования 5
1.2. Нормативно-правовая база и меры нетарифного регулирования в ЕАЭС 7
Глава 2. Особенности применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности ЕАЭС 11
2.1. Применение запретов и ограничений 11
2.2. Применение нетарифного регулирования 14
3. Проблемы и перспективы применения нетарифных мер в 21
регулировании ЕАЭС 21
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение 34
Читать дальше
Во все времена регулирование внешнеэкономических отношений считалось неотъемлемой функцией каждого правового государства, которое стремится гарантировать свою политическую самостоятельность, а также и экономическую безопасность. Выполняя протекционистскую, либо фритредерскую политики, государство вполне может применять различные пограничные внешнеторговые режимы.
В тех случаях, когда возможности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешней торговли считаются недостаточно эффективными, используются административные методы. В мировой практике сегодня присутствует целый комплекс средств влияния на внешнюю торговлю, которые не включены в группу таможенно-тарифных ограничений, а в административном порядке или из-за положенных функций, которые обычны непосредственно не связаны с внешнеторговым оборотом, играют роль его регулятора. Их называют нетарифными ограничениями или запретами и ограничениями.
После начала действия Договора ЕАЭС ликвидирована коллизия, сопряжённая с трактовкой нетарифных мер как запретов и ограничений только экономического характера, что зачастую становилось причиной споров при обеспечении таможенными органами разрешительного порядка перемещения специфических товаров. Законодательство, не только РФ, но и ЕАЭС базируется на принципах ВТО и иных международных стандартов, тем не менее, также содержит свои особенности.
В целом, основываясь на мировой практике применения нетарифных методов регулирования, можно выделить проблемные аспекты, которые требуют решения: лицензирование импорта лекарственных средств; отсутствие единого перечня товаров или же он плохо разработан не структурирован по разделам; положения, разработанные в разных странах по применению такого рода ограничения зачастую имеют разную терминологию, что приводит к значительным затруднениям в работе; бюрократия и прочие.
Необходимо внедрять такие средства таможенного регулирования, которые используются в иностранных государствах и являются эффективными. Первым направлением в этом обязана быть адаптация передовых практик нетарифного регулирования ВЭД. Также большое значение представляет активизации сотрудничества с ЕС в сфере стандартизации на базе прямого участия в деятельности европейских организаций по стандартизации. Стандартизация может способствовать повышению качества работы таможенной службы, в связи с использованием системы стандартов качества ИСО, которые приносят значительный эффект, кроме того в стандартах прописаны показатели эффективности работы таможенной службы.
При этом важно отметить, что в целом перспективы развития нетарифного регулирования внешней торговли в мире связаны непосредственно с унификацией методологии такого регулирования. Реализация вышеперечисленных мероприятий должна быть возложена на правительства государств-членов ЕАЭС, а также на членов ЕЭК и Евразийского экономического суда. Важно, что их реализация должна проводиться комплексно и всесторонне.
Читать дальше
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) // СПС «Консультант Плюс».
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 1.
3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» // СПС «Консультант Плюс».
4. Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» // СПС «Консультант Плюс».
5. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года №19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»(ред. от 19.12.2012) // СПС «Консультант Плюс».
6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 «О мерах нетарифного регулирования» (ред. от 24.02.2021) // СПС «Консультант Плюс».
7. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»(ред.от 11.12.2018) // СПС «Консультант Плюс».
8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.07.2016 № 83 «Об утверждении перечня товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта» (ред.от 16.10.2018) // СПС «Консультант Плюс».
9. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению» (ред. от 04.09.2017) // СПС «Консультант Плюс».
10. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 08.11.2016 N 21«О мерах по обеспечению единообразной правоприменительной практики в части осуществления таможенными органами контроля соблюдения временных мер нетарифного регулирования, вводимых государствами - членами Евразийского экономического союза в одностороннем порядке в отношении товаров, вывозимых на территории третьих стран» // СПС «Консультант Плюс».
11. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»(ред. от 01.05.2019) // СПС «Консультант Плюс».
12. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред.от 22.12.2020) //СПС «Консультант Плюс».
13. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС «Консультант Плюс».
14. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года (Женева, 16 декабря 2011 г.) // СПС «Консультант Плюс».
15. Алексеева Т.О. Анализ влияния вывозных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации//Финансы и кредит. 2018. С.28.
16. Бовкунова Е.М., Маркарьян Ю.А., Шевченко Е.И. Оценка и совершенствование нетарифных мер регулирования стран-участниц ЕАЭС в контексте мирового опыта // Современные научные исследования и разработки. 2018. №8(16). С.91-96.
17. Волков Р.Г., Сабельникова Е.М. Развитие подходов к классификации нетарифных мер регулирования внешней торговли//Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 4 (475). С. 783-796.
18. Гурова Е.С. Структура и динамика мер нетарифного регулирования, вводимых в одностороннем порядке // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях Материалы V всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 73-80.
19. Гурова Е.С. Меры нетарифного регулирования, вводимые в одностороннем порядке, в системе запретов и ограничений внешней торговли товарами //Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (30). С. 5-11.
20. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле: некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №2. С. 3–20.
21. Единое таможенное регулирование внешней торговли товарами в Евразийском экономическом союзе. Часть I.: учебное пособие / А.А. Артемьев, П.А. Баклаков, О.Г. Боброва, А.В. Бондаренко, И.В. Греков, Н.В. Еремеева, В.Н. Ионичева, А.Ю. Кожанков, М.В. Миронова, С.В. Новиков, О.В. Шишкина, С.О. Шохин, Л.В. Щур-Труханович, / Под редакцией д.ю.н., проф. С.О. Шохина и к.ю.н. А.Ю. Кожанкова / М.: Изд-во МГИМО, 2018. 347с.
22. Кашинская Е.С., Подкина К.Ю. Евразийский экономический союз: текущее состояние и перспективы развития // Сборник «Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований. Материалы VII Международной научно-практической конференции». 2018. С. 261-265.
23. Коресташова А.В. Актуальные вопросы нетарифного регулирования внешней торговли: мировой опыт, проблемы и возможности совершенствования // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018. № 9 (25). С. 11-21.
24. Паулов П.А, Бахмурин С.Н. Проблемы использования нетарифных мер таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза // «Аллея Науки». 2019. №1(28). С.1-8.
25. Побирченко П.Г. Особенности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2019. № 5(53). С.255-268.
26. Хмельницкий В.Н. Нетарифные меры регулирования внешней торговли: особенности применения в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 7. С. 90-93.
27. Запрещенные к ввозу и вывозу товары: списки и особенности[Электронный ресурс]// Юристон.-Режим доступа: http://uriston.com/tamozhennoe-pravo/oformlenie/protsedurnye-voprosy/zapreshhennye-k-vvozu-vyvozu-tovary.html(дата обращения: 17.05.2021)
28. Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров [Электронный ресурс]// Киберпедия.-Режим доступа: https://cyberpedia.su/13x14ace.html (дата обращения: 17.05.2021)
29. Таможня 2019 [Электронный ресурс]// ФТС РФ. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index. php?option=com_content&view= article&id =7995&Itemid=1845. (дата обращения: 17.05.2021)
Читать дальше