ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Этапы развития государственно – правового регулирования экономики 5
1.2. Государственно – правовое регулирование экономики в современном обществе 9
1.3. Механизм государственного – правового регулирования экономики 13
2. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННО – ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 17
2.1. Государственно – правовое экономическое прогнозирование 17
2.2. Государственное – правовое экономическое программирование 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
Роль государства в рыночной экономике – важный вопрос экономической теории, который порожден постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного управления.
Государственное регулирование представляет собой сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
В результате исследования установлено, что стратегически важными детерминантами системы государственного управления экономическим развитием выступают прогнозирование, планирование и программирование, что представлено на рисунке.
Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной его обязанностью. Следовательно, государство должно обеспечивать эффективное управление общественными процессами, которое возможно осуществить с помощью планирования, субъектом которого оно должно выступать.
Достичь успешного государственного управления невозможно без широкого использования научных подходов к государственному планированию, ведь последнее повышает качество управления, приводит его в соответствие с требованиями быстрых и часто непредсказуемых изменений во внешней среде.
Государственное регулирование – объективная необходимость развития экономики. Осуществляют государственное регулирование непосредственно сами субъекты. Государство выступает самым крупным субъектом и оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. В любой стране, при любой общественно-политической системе экономика так или иначе регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику с помощью ограничений, закрепленных в законодательстве, системы налогов и сборов, обязательных отчислений, гос. инвестиций, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Однако, помимо государства выделяют еще ряд субъектов государственного регулирования экономики. Каждый из них следует классифицировать по виду представителей хозяйственных интересов.
Россия в своем отношении к государственному сектору экономики идет вразрез с мировыми тенденциями. Наблюдается тенденция приватизации того, что еще не было приватизировано.
Необходимо отметить, что единого управления функционированием российского госсектора в нашей стране нет, оно распределено по разным ведомствам по отраслевому и функциональному признакам. Государственное регулирование экономики осуществляется должным образом только в военных и силовых структурах, на оставшихся предприятиях госсектора, в частности военно-промышленного комплекса. Влиять на остальные предприятия частного сектора не очень удается.
Реформирование отечественной экономики, по нашему мнению, целесообразно проводить в направлении укрупнения и усиления государственного сектора, в составе которого должны быть основные сырьевые ресурсы, энергетика, металлургия, сфера обороны и поддержания порядка, значительная доля здравоохранения, науки и образования. Это необходимо не только для пополнения бюджета и выполнения социальных программ, но и для обеспечения безопасности страны. Использование планирования и программирования развития является наиболее эффективным способом управления госсектором, который должен быть флагманом проведения государственной экономической политики.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: (с учетом поправок, внес. 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 144.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 (ред. от 07.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 15 (часть IV). – Ст. 2267.
Научная и учебная литература
3. Бексултанова А.И. Государственное регулирование экономики: цели, виды и методы регулирования // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 67-4. – С. 22-25.
4. Гакштетер С.К. Организация государственного прогнозирования экономического развития в России // Ученые заметки. – 2019. – С. 365-370.
5. Курипченко Е.В. Планирование в системе государственного управления экономическим развитием // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. – 2020. – С. 117-119.
6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. – М.: Издательство Феникс, 2018. – 470 с.
7. Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций «25 лет внешней политики России». : Издательство: МГИМО- Университет, 2017. – 650 с.
8. Пигуль Н.Г. Зарубежный опыт проведения децентрализационных реформ // Глобальные и национальные проблемы экономики. – 2016. – Выпуск 9. – С. 684-688.
9. Уланова О.И. Методы и формы государственного регулирования экономики. – М.: Издательство Инфра-М. 2019. – 350.с.
10. Ядгаров Я.С., История экономических учений, 4-е издание, переработанный – М.: Инфра-М, 2011. – 610 с.
Читать дальше