С позиции экономической теории финансовые результаты представляют собой результат использования всего авансированного капитала за определенный период времени. При этом прибыль выступает как прибавочный продукт от такого использования капитала, а убыток – это стоимостная оценка материализованных рисков, связанных с предпринимательской деятельностью.
Прибыль, представляет собой чистый доход, который был создан в сфере материального производства. Рентабельность представляет собой относительный показатель доходности, который отражает величину прибыли, приходящейся на рубль затрат, ресурсов, выручки и т.д.
Показатели рентабельности разнообразны: рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, общая рентабельность, основной деятельности, продаж и т.д. Отчет о финансовых результатах выступает одним из документов, на основании которого можно проанализировать деятельность предприятия. Отчет о финансовых результатах – это форма отчета, в которой приведены сведения о величине балансовой прибыли или понесенного убытка.
Оценка основных технико-экономических показателей деятельности ПАО «Ростелеком» выявила:
выручка по итогам 2020 года составила 348 257 696 тыс. руб., что 13,83 % выше показателя 2018 года;
себестоимость в 2020 году составила 331 583 835 тыс. руб., что на 17,63 % выше показателя 108 года;
производительность труда за 2020 год составила 2 744 тыс. руб./чел., что больше показателя 2018 года на 19,92 % при одновременном снижении среднесписочной численности работников на 5,08 %;
затраты, приходящиеся на 1 рубль реализованной продукции, выросли на три года с 0,92 руб./руб. до 0,95 руб./руб.;
коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2020 году составил 3,32 оборота в год, что на 0,72 оборотов меньше показателя 2018 года;
общая рентабельность за 2020 год составила -2,67 %, что на 4,43 % меньше уровня 2018 года.
Анализ динамики и структуры финансовых результатов позволил сделать следующие выводы:
прибыль от продаж соответствует валовой прибыли и в 2020 году составила 16 673 861 тыс. руб., что ниже показателя 2018 года на 7 367 658 тыс. руб.;
убыток до налогообложения в 2020 году составил 6 409 243 тыс. руб., в то время как в 2018 году прибыль составляла 7 515 868 тыс. руб.;
чистый убыток за 2020 год составил 9 297 531 тыс. руб., в то время, как чистая прибыль в 2018 году составляла 5 381 373 тыс. руб.;
наибольшая доля в структуре выручки принадлежит себестоимости, прочим доходам и прочим расходам.
Анализ динамики и структуры убытка до налогообложения показал:
сокращение прибыли от продаж на 1 034 935 тыс. руб. привело к росту убытка до налогообложения на 30,84 %;
увеличение процентов к уплате на 3 313 845 тыс. руб. повлияло на рост убытка до налогообложения на 98,75 %;
увеличение прочих расходов на 3 022 545 тыс. руб. привело к росту убытка до налогообложения на 90,07 %.
Оценка показатели рентабельности показала, что:
рентабельность основной деятельности в 2020 году составила 5,03 %, а в 2018 году была 8,53 %;
рентабельность продукции в 2020 году составила 4,79 %, что меньше 2018 года на 3,07 %;
рентабельность собственного капитала и активов в 2020 году так же была отрицательна.
В качестве мероприятий по повышению финансовых результатов ПАО «Ростелеком» было порекомендовано внедрить новый продукт беспроводную Wi-Fi ТВ-приставку. Также были составлены планы продаж по трем сценариям для каждого сегмента. Оценена эффективность и целесообразность данных мероприятий, а также риски. Посчитаны экономический эффект и рентабельность продвижения.
План продаж для подсегмента «Поколение Z» свидетельствует об экономической эффективности рекламы по трем сценариям. Данные рекламные мероприятия благоприятно повлияют на деятельность компании и вывод нового товара на рынок. Наблюдается хорошая динамика экономического эффекта в зависимости от сценария и высокая рентабельность продвижения.
Для подсегмента «Поколение Y» были сделаны следующие выводы: несмотря на полную окупаемость затрат, при пессимистичном сценарии рентабельность продвижения составляет 92,5 %. В целом, можно задуматься о сокращении затрат на такой вид наружной рекламы, как «баннер».
Для подсегмента «Поколение X» необходимо отметить недостаточный уровень рентабельности продвижения, равный 98,4 %. Как показывает практика, реклама по радио является наименее привлекательным маркетинговым инструментом, в связи с чем можно сократить данные рекламные затраты.
План продаж по трем сценариям для сегмента «Юридические лица» свидетельствует об экономической эффективности рекламы, что обусловлено большим первоначальным взносом для подключения, рекламные затраты компании окупаются по всем трем сценариям, а также показывают положительную динамику рентабельности продвижения, которая варьируется от 109,1 % до 272,6 % в зависимости от сценария.
Таким образом, разработанный проект по внедрению нового продукта целесообразен к внедрению в деятельность ПАО «Ростелеком», так как позволит увеличить прибыль компании.