В результате проведенного исследования сформулированы следующие
выводы:
Процесс развития системы внедоговорной ответственности прошел несколько этапов: отказ в возмещении причиненного ущерба; компенсация ущерба, который несет конкретное должностное лицо, совершившее преступление; закрепление активной юридической ответственности перед государством. В настоящее время в развитых странах приняты положения об имущественной ответственности государства за действия своих институтов в соответствии с конституционными принципами.
Имущественная ответственность органа за незаконную деятельность включает инициативу применения мер гражданско-правовой ответственности к публично-правовым субъектам со стороны граждан или юридических лиц, которые подверглись злоупотреблениям в судебных процедурах. Чтобы государство понесло деликтную ответственность, помимо общих условий (ущерб, незаконная деятельность, причинность, вина), оно должно иметь особые условия, связанные со следующими специальными условиями:
1) нарушитель (специальный субъект);
2) его сфера деятельности.
Что касается внедоговорных обязанностей государства, под должностными лицами следует понимать лиц, занимающих должности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, и они должны быть постоянными, временными или специализированными агентствами для выполнения функций, связанных с полномочиями агентства и делегатов без формально полагаясь на них, на свой народ. Сходство содержания выполняемых функций позволяет установить одинаковую систему ответственности за ущерб, причиненный незаконной деятельностью децентрализованных лиц и организаций, а также аналогичным поведением государственных учреждений и должностных лиц.
Следует признать несовершенство отдельных положений гражданского законодательства:
1. При рассмотрении ст 1070 ГК РФ, можно сделать вывод, что в п. 1 указан не полный перечень специальных условий, предлагаю дополнить его следующими действиями, которые должны приводить к возникновению ответственности за вред, причиненный органами власти и должностными лицами: незаконное задержание, незаконный привод обвиняемого, отстранение гражданина от должности, незаконное производство выемки, обыска, или наложении ареста на имущество и многие другие, которые могут причинить не только имущественный, но и моральный вред гражданину (конфискация имущества судом, уничтожение имущества и т.д.), потому что это не только нанесет ущерб из-за незаконных действий суда в уголовное производство, даже в гражданском судопроизводстве, и даже в арбитражных процедурах (например, арест имущества взыскивается судом, а судебный исполнитель исполняет решение суда или арбитражного суда и т. д.
Правильный способ решения этой проблемы - полностью редактировать ст. 1070 ГК РФ и либо расширить перечень незаконных действий, либо обобщить их в одном предложении, например: ответственность за вред, причиненный гражданам, юридически лицам органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда должна наступать за любые незаконные действия этих органов. А суд в свою очередь будет выносить свое решение исходя из представленных материалов дела.
2. Для устранения противоречий в возмещении и расследовании имущественных и личных неимущественных убытков, причиненных противоправными действиями сотрудников органов прокуратуры и судов, необходимо ввести в современную практику отдельное понятие «ущерб» или «вред» в гражданское законодательство. В последнюю редакцию ст. 15 «Возмещение убытков» ГК РФ необходимо внести изменения, добавив следующий текст и изменив заголовок на «Возмещение убытков и вреда (ущерба)»: «3. Под ущербом понимается нанесение вреда, ущемлением имущественных или неимущественных (личных) прав гражданина на свободу и собственность, которые необходимо в полной мере восстановить и установить лицо, действия которого повлекли к возникновению указанных обстоятельств».
3. Незаконные действия государственных органов и должностных лиц следует понимать не только как незаконный надзор или личные юридические действия, но и как фактические действия, которые являются незаконными по своему характеру. Противоправным может быть не только ненадлежащее осуществление публичной властью ее прав, выражающееся в неправомерных действиях ее органов или их должностных лиц, но и неисполнение властью ее обязанностей, выражающееся в их бездействии (ст. 1069 ГК РФ). Примеры в этом отношении включают незаконный отказ в выдаче необходимых лицензий или документов, отказ в государственной регистрации и т.д., что ведет за собой причинение имущественного вреда. Действия властей считаются законными, поэтому в данном случае для привлечения к имущественной ответственности необходимо предварительно признать такие действия недействительными в суде (ст. 13 ГК РФ). В судебном порядке ненормативное поведение признается недействительным, и вред, причиненный такими действиями, компенсируется. Только при обстоятельствах, прямо предусмотренных законом, суд может признать нормативные акты недействительными, и как правило есть возможность подачи иска о возмещении причиненного ущерба в другом судебном порядке.
4. Пострадавшему может быть причинен как имущественный (материальный) вред, так и неимущественный (моральный) вред.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа возмещения материального вреда: возмещение вреда в натуре, возмещение причиненных убытков.
В случае компенсируемых моральных потерь, независимо от того, как компенсируются имущественные потери, они должны быть компенсированы.
Ущерб, причиненный неправомерными действиями государственных органов, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации или казны муниципального образования.
Конституция Российской Федерации предусматривает возложение ответственности по возмещению ущерба на государство, что способствует усилению защиты прав и свобод граждан. В то же время норма (ст. 53 Конституции РФ) имеет превентивное значение, поскольку направлена на укрепление верховенства закона во взаимоотношениях государственных органов с их должностными лицами и гражданами.
В процессе работы были решены следующие задачи:
- раскрыто понятие и сущность основных и специальных условий ответственности;
- изучено возникновение гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный органами власти
- перечислены субъекты ответственности за вред, причиненный органами власти
- установлен порядок возмещения вреда потерпевшим от незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных.