Введение 2 1. Жития святых как историко-литературный источник в отечественной агиографии 6 1.1. Житие как жанр древнерусской литературы 6 1.2. «Чудо» как феномен в древнерусских источниках. 10 2. Концепция и характеристики святости и чуда как явления на примере жизнедеятельности Архистратига Михаила 16 Заключение 22 Список литературы 24

Житие и Чудеса Архистратига Михаила

курсовая работа
Литература
25 страниц
61% уникальность
2021 год
77 просмотров
Романов В.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 1. Жития святых как историко-литературный источник в отечественной агиографии 6 1.1. Житие как жанр древнерусской литературы 6 1.2. «Чудо» как феномен в древнерусских источниках. 10 2. Концепция и характеристики святости и чуда как явления на примере жизнедеятельности Архистратига Михаила 16 Заключение 22 Список литературы 24
Читать дальше
В системе жанров древнерусской литературы важное место занимает жанр житий святых, который является самым обширным отделом христи-анской литературы и представляет собой жизнеописания канонизирован-ных христианских святых, а также жанр чудес, который повествует о неожиданном, часто сверхъестественном событии, происходящем по «воле Бога и разрешающим какие-то земные проблемы» . Жития святых - это один из немногих отделов христианской литературы, изучению которого посвящена специальная область научного знания — агиография. Этот ли-тературный жанр выступают предметом исследования исторических, лите-ратуроведческих, богословских и многих других наук. Культ Архангела Михаила занимает особое место в христианстве. Даже его имя, которое с древнееврейского переводится «кто как Бог», ука-зывает на его особое положение в христианской традиции. Он стал Ар-хистратигом (то есть воеводой) небесных сил, когда изгнал Сатану с небес в ад и воспел имя божье. Этот сюжет отражён в словах на собор архангела Михаила (8 ноября), а также в некоторых сказаниях о его чудесах в соста-ве сборников устойчивого состава. Но каноничным источником, в котором Архангел предстаёт воеводой небесных сил и тем, кто низвергнул Сатану в ад, является Библия, Новый завет, Откровение святого Иоанна, глава 12, стихи 7-9. Интересна двойственность в образе Архистратига Михаила – с одной стороны он принимает активное участие в решении судьбы человечества, по легенде низвергнув Сатану в ад, а с другой, он выступает как пред-вестник Страшного Суда над человечеством. К образу Архистратига Михаила обращались многие исследователи, разных специальностей: О.


На нашем сервисе написание курсовой работы на заказ в Екатеринбурге отличается особым качеством.


.А. Добиаш-Рождественская, Д.С. Лихачёв, М.В. Мальцев, А.М. Панченко, Б.А. Успенский, В.М. Быкова и другие. Наибо-лее значительной и актуальной по сей день работой является монография О.А. Добиаш-Рождественской «Культ святого Михаила в латинском сред-невековье V-XIII века». Исследовательница, привлекая исторический, литературный и фоль-клорный материал, рассматривает преемственность между иудейской, во-сточнохристианской и западноевропейской традициями почитания Ар-хистратига Михаила. В работе даётся целостное представление о западно-европейском средневековом образе архангела. Он изображается яростным и гневным святым: «Он почти на границе добра и зла», «Борясь за добро, он часто бывает яростен», «Это гневный Бог и святой Сатана» . Образ Архистратига Михаила фигурирует в исторической литерату-ре эпохи Ивана IV Грозного. Академик Д.С. Лихачёв в своей работе отме-чает следующее: «Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого»: «Образ Ангела Грозного воеводы соединился в сознании Ивана Грозного с образом тех «лютых ангелов», которые, по средневеко-вым представлениям, ведали загробными мучениями грешников» . А со-гласно А. М. Панченко и Б. А. Успенскому, Архангел Михаил, в представ-лении Ивана Грозного, был «примером монаршего поведения» . Жития святых как исторический и историко-литературный источник нашли свое отражение и в рамках историографии советского периода. Главная отличительная черта научной литературы 1920-1980-х гг. заклю-чается в особой идеологической и методологической позиции авторов. Большинство работ, за исключением трудов ученых духовного звания, но-сили антирелигиозный, атеистический характер и соответствовали марк-систско-ленинской позиции в отношении церкви и русских святых. В целях атеистической пропаганды в 1918-1920 гг. была проведена кампания по извлечению мощей святых, что ознаменовало собой «эпоху» развенчания культа русских святых. Этому содействовали научные исследования, например, о «чудесах и пророках» специалистов-психологов М.А. Рожно-вой и С. И. Михальченко. М.В. Мальцев рассматривает фигуру Архистратига Михаила в кон-тексте древнерусской книжности. Он сделал выводы о почитании Михаила русскими князьями и составил его образ так: «Он приходит в виде огнеоб-разного столпа, молодого воина с огненным мечом, светлого крылатого юноши, сияющего всадника, старца-инока. В ряде случаев он вообще не показывается и дает знать о себе голосом, изображением на стене, громом, молнией, ливневым дождем» . Интересен подход к изучению феномена Архангела Михаила О. А. Добиаш-Рождественской, которая рассматривала его жизнедеятельность в работах «Иже в Хонех» и «На горе Афонской», в контексте сопоставления культа Архистратига с античным культом бога Меркурия. Одним из современных исследователей на заданную работой тему является В. М. Быкова, написавшая статью «Сказания о чудесах Арханге-ла Михаила» в сборниках устойчивого состава («Пролог», «Минеи Че-тьи», «Торжественник»)» и диссертацию «Сказание о чудесах Архангела Михаила в древнерусской книжности». Источниковая база курсовой работы - это произведения исключи-тельно православной церковной традиции: «Чудо в Хонех», «Спасение Сипонта», «Спасение отрока близ Афонской горы», «Спасение Новгоро-да». Актуальность исследования. Выбор темы курсовой работы опре-делили несколько положений. Во-первых, на сегодняшний день проблема исторического образа русской святости получила академический статус. А за последнее десятилетие в российской науке возрос интерес к житиям свя-тым. Во-вторых, импульс к развитию агиографии задан стремлением научного сообщества проанализировать этот литературный жанр через призму философии, филологии и исторической науки. Предметом исследования являются особенности жития и чудес Ар-хистратига Михаила. Объектом исследования является процесс накопления и развития знаний о житиях святых на примере жития Архистратига Михаила. Цель работы – рассмотреть житие и чудеса Архистратига Михаила в древнерусской рукописной традиции. Поставленная цель решается при помощи ряда задач: - изучить особенности жанров жития и чудес в древнерусской лите-ратуре; - выявить круг произведений древнерусской литературы, посвящен-ный чудесам Архистратига Михаила. - охарактеризовать житие и чудеса Архистратига Михаила с точки зрения их жанровой принадлежности Поставленные цель и задачи обусловили следующую структуру ра-боты: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литера-туры. Новый импульс развитию агиографии задан попыткой научного со-общества придать ей междисциплинарный статус и взаимно обогатить со-держание философией, филологией, историей и искусством. По мнению А.Н. Сахарова, проблема житий и святости — «это проблема и философ-ская, и нравственная, и юридическая, и, конечно, историческая». Выдви-гаются предложения о необходимости популяризации образов святых пу-тем введения факультативных программ по изучению житий, создания ху-дожественных образов в литературе и кинематографии, публикации жи-тийной литературы для юношества. Все это свидетельствует об интересе к проблемам духовного опыта у широкой аудитории и в научном сооб-ществ.

Читать дальше
Светская наука и церковная публицистика периода XIX - начала XX вв. вывели жития святых из исключительной практики богослужебного чтения в область исторических, литературоведческих, философских и пе-дагогических исследований. В процессе научной разработки житий ученые подвергали критическому осмыслению отдельные достижения в области агиографии и агиологии, однако данный процесс был во многом дискрет-ным. Поэтому для нас всегда будет важно хотя бы кратко, но систематиче-ски очерчивать историю тех идей, с которыми соприкасается наука при изучении житий. До настоящего времени с научной точки зрения не решен однознач-но вопрос о достоверности и репрезентативности жития как исторического источника, вопрос о характере жанровой специфики агиографий; актуаль-ны вопросы соотношения религиозного восприятия житийных текстов и их научной критики. Недостаток осведомленности в историографии часто приводит к тому, что в новейших публикациях в качестве открытий теку-щего периода воскрешаются старые гипотезы или, наоборот, игнорируют-ся аргументы, выдвигавшиеся еще учеными XIX - начала XX вв. Однако, в начале XXI века наблюдается повышение интереса к изу-чению Ветхо - и Новозаветной апокрифических традиций, в связи с чем появляется большое количество новых изданий источников и новых моно-графий, посвященных апокрифам. Архангел Михаил — персонаж, образ которого появляется в иуда-изме, христианстве и исламе. Согласно христианской религии, этот герой стоит во главе Святого Воинства, состоящего из ангелов и архангелов, по-этому ему даровано звание Архистратига. С позиции православия молит-ва, обращенная к Святому Михаилу, дает защиту и покровительство вер-ховного существа, управляющего девятью чинами ангелов. Истоки культа Архистратига Михаила уходят корнями в Ветхий и Новый Завет и отражены в апокрифической ранней и позднесредневековой литературе. Следуя традиции апокрифов, можно сделать вывод, что Ми-хаил должен был бы почитаться, как архангел, обладающий многими важ-нейшими функциями. Однако, продолжая хронологически отслеживать развитие культа, мы пришли к выводу, что одним из важнейших факторов его зарождения и дальнейшего процветания стало отождествление в III в. безымянного ангела Ветхого Завета с архангелом Михаилом. В свою оче-редь причиной такого отождествления стал единственный, упомянутый в Библии аспект почитания Михаила, как покровителя иудейского народа. В определенный исторический момент сложилась литературная тра-диция, посвященная Архистратигу Михаилу. Одним из древнейших и са-мобытнейших памятников которой стало «Чудо в Хонах». Воинственный облик архангела объясняется и активным участием Михаила в решении судьбы человечества «в последние времена». В этой роли архангел высту-пает, например, в популярном в Древней Руси апокрифе «Откровение Ме-фодия Патарского» и в духовных стихах о Страшном Суде. Среди древне-русских произведений, посвященных специально архангелу Михаилу, предметом изучения становились в первую очередь молитвы архистрати-гу. Так, А. И. Яцимирский в числе других апокрифических молитв опуб-ликовал и «Молитву архистратигу Михаилу воеводе сил небесных».
Читать дальше
1. Библия , Харвест. 2020г.С.604 2. Парамонова, М.Ю. Агиография / М.Ю. Парамонова // Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. – С.632. (Серия «Sumrm culturologiae»). 3. Бегунов, Ю. К. Житие Александра Невского в составе Новгородской I и Софийской I летописей [Текст] // Новгородский исторический сборник. - Вып. 9. - Новгород, 1959. - С. 229-238 4. Быкова, В.М. Сказания о чудесах Архангела Михаила в древнерусской книжности: дис. канд. фил. наук / В.М. Быкова. – Петрозаводск, 2006. –С. 270 5. Вапк, С. Н. Избранные труды по археографии. Научное наследие. АН СССР. Отделение истории. Археогр. комне. / Сост. T.B. Андреева и др. - СПБ. : Наука, 1991. –С. 365 6. Вернадский, Г. В. Русская историография [Текст] / Георгий Вернадский; [Вступ. ст. В. H. Козлякова, С. 5-23]. -M. : Аграф, 1998. - С. 356-360. 7. Дмитриева, Р. П. О чудесах святых, помогающих терпящим бедствие на Белом море (XV—XVII вв.) [Текст] // Труды Отдела Древнерусской литературы. - СПб., 2001. -Т.1Л1. -С.645-656. 8. Добиаш-Рождественская, О.А. Культ Св. Михаила в латинском средневековье V – XIII века: монография / О.А. Добиаш-Рождественская. – Петроград, 1917.С. 410 9. Демидов, С M. Легенды и правда о «святых» местах / Отв. ред. М. Аннанепесов. АН TCCP. - Ашхабад : Ылым, 1988.- С.132. 10. Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 238 - 286. 11. Смирнова, В.П. Чудо как жанрообразующий элемент Средневековых религиозных жанров (Житие, Пример, Видение): дис. канд. фил. наук / В.П. Смирнова – Москва, 2006. – С.254 12. Чурмаева, Н. В. Ф. И. Буслаев. Люди науки. - М.: Просвещение, 1984. – С.112 13. Турилов А. А., Чернецов А. В. Отреченные верования в русской рукописной традиции // Отреченное чтение в России XVII - XVIII веков. М., 2002. С. 58 - 60. 14. Быкова В.М. // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 561-564 15. Клосс Б. М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV - XVII вв. [Текст] // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. - М., 1990. - Вып. 3. Ч. 2. -С. 271 -296. 16. Кузнецова В.С. Легенды о свержении Сатаны с небес: мотивы славянской фольклорной Библии в рукописной книжности / В.С. Кузнецова // Сибирский филологический журнал. 2013. №4 С. 40-50. 17. Лихачёв, Д.С. Система Литературных жанров Древней Руси / Д.С. Лихачёв // Славянские литературы: доклады советской делегации V международный съезд славистов (сентябрь 1963г., София). 18. Петров А.М. Сюжетные функции огненной стихии в русской народно-православной культуре /А.М. Петров // Вестник славянских культур. 2019. №1.С.45-47 19. Яцимирский А. II. К истории ложных молитв в южнославянской письменности // ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 18. Кн. 4. С. 16 - 126. 20. Медведев А. А. Изображение посмертных чудес в святительских житиях на материалах житий митрополитов Петра, Алексия, Ионы// Вестник славянских культур, 2014г. С.47-49. 21. https://vk.com/doc3468014_179446551?hash=9a029ea23fd71b90ae&dl=e2b59d2eae25c69653 (дата обращения: 24.02.2021). URL.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Порядок вступления нормативных правовых актов в силу
Количество страниц:
25
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
реферат
Философия войны как особая форма политического насилия
Количество страниц:
12
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Философия
курсовая работа
Иностранные инвестиции в сфере здравоохранения
Количество страниц:
25
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image