ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ «СВОЙ-ЧУЖОЙ»……………………………………………………………………………………..……..5
1.1. Характеристика маркеров «свой» и «чужой» в межкультурном диалоге…………………...5
1.2. Связь между выстраиванием национальной идентичности и моделями отношений «своего-чужого» в традиционном обществе………………………………………………………8
Выводы по Главе 1………………………………………………………………………………....11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА КИТАЯ………………………………………………………12
2.1. Особенность современной китайской национально-культурной идентичности………...12
2.2. Определить роль концептуальной оппозиции «Свой-Чужой» в выстраивании национальной идентичности КНР………………………………………………………………..16
Выводы по Главе 2…………………………………………………………………………………17
ГЛАВА 3. ПРОЦЕСС САМОИДЕНТИФИКАЦИИ КИТАЯ……………………………….18
3.1. Обострение процесса самоидентификации Китая в эпоху глобализации…………………18
3.2. Возможность подлинного проникновения в менталитет «чужого» народа на примере КНР…………………………………………………………………………………………………19
Выводы по Главе 3…………………………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….22
Читать дальше
Маркеры национальной идентичности — это характеристики, используемые для идентификации человека как обладающего определенной национальной идентичностью. Эти маркеры не фиксированные, а текучие, меняющиеся от культуры к культуре, а также внутри культуры с течением времени. Такие маркеры могут включать общий язык или диалект, национальную одежду, место рождения, семейную принадлежность и т. д. Национальную идентичность можно рассматривать как коллективный продукт. Через социализацию членам группы передается система убеждений, ценностей, предположений и ожиданий. Коллективные элементы национальной идентичности могут включать национальные символы, традиции и воспоминания о национальном опыте и достижениях. Эти коллективные элементы уходят корнями в историю страны. В зависимости от того, насколько индивидуум подвергается социализации этой системы, люди включают национальную идентичность в свою личную идентичность в разной степени и по-разному, и коллективные элементы национальной идентичности могут стать важными частями индивидуального определения себя и личности, как они видят мир и свое место в нем. Китайское государство можно охарактеризовать как стабильное благодаря тому, что для китайской цивилизации характерно восприятие своего государства как центра мира, обладающего древнейшей непрерывной культурной традицией. Китай перемалывает все культурные императивы, которые накладываются на народ: чужеродные династии, коммунизм в советской трактовке, а сейчас успешно проходит через глобализацию современной культуры. Уникальная продолжительность жизни китайской цивилизации и сохранение при этом культурного ядра обуславливает интерес к истории государственной политики Китая. Богатство образов СМИ, импортирующих популярную культуру в пост-маоистский Китай, позволил гражданину КНР выходить за рамки национальной идентичности в КНР, тем самым сделав граждан КНР более космополитичными. Открытие страны капитализму и массовой потребительской культуре создало возможность для новой формы принадлежности и увеличения интереса к внешнему миру, что ведет к плюрализации и детерриториализации китайской идентичности. Достаточно лояльное отношение к вернувшимся хуацяо и привилегии для вернувшихся в КНР соотечественников подтверждает сформировавшуюся в постреформенный период открытость китайского общества иностранным идентификациям в ханьской среде. Таким образом, вслед за быстрой модернизацией, страна неизбежно подверглась влиянию глобальных культурных потоков и вестернизации. Распространялись и заимствовались модели общественных практик в экономической, политической, культурной, образовательной сферах жизни, присущие западному (западноевропейскому и англо-американскому) обществу.
Читать дальше
1. Алиева О. Г. Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2016. №2.- С.135 - 141. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-natsionalnoy-identichnosti-v-globaliziruyuschemsya-mire (дата обращения: 25.04.2021).
2. Балакина, Е. И. Диалог как способ превращения «чужого» в «свое» // «Своё» и «чужое» в культуре: сб. ст. и материалов всерос. заоч. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». – Барнаул; Рубцовск: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – 269 с.
3. Балакришнан Г. Национальное воображение // Андерсон Б., Бауэр О. Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. -456 с.
4. Бройи Дж. Подходы к исследованию национализма // Андерсон Б., Бауэр О. Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. – 398 с.
5. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о чужом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.exdat.com/docs/2824/index-568708-1.html/ (дата обращения: 24.04.2021).
6. Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм» // Андерсон Б., Бауэр О. Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. – 578 с.
7. Гирко Л. В. Национальная идентичность и социальный порядок. (научно-аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 1998. №3.- С.24 - 29. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/98-03-004-girko-l-v-natsionalnaya-identichnost-i-sotsialnyy-poryadok-nauchno-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 25.04.2021).
8. Красильникова, М. Б. «Свое» и «чужое» пространство в картине мира русской культуры при переходе от традиционного к нововременному периоду // «Свое» и «чужое» в культуре: сб. ст. и материалов всерос. заоч. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». – Барнаул; Рубцовск: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – С. 39–48.
9. Кучинская Т. Н. Социокультурная идентичность Китая в эпоху глобализации // Вестник БГУ. 2011. №14.-149–153. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-identichnost-kitaya-v-epohu-globalizatsii (дата обращения: 30.04.2021).
10. Лавринович, Л. Б. Память и «чужое» в художественной литературе: опыт современности // «Своё» и «чужое» в культуре: сб. ст. и материалов всерос. заоч. науч. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». – Барнаул; Рубцовск: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – С. 49-58.
11. Мусаев И. М. Национальная идентичность и права человека // Электронная библиотека «Гражданское общество». - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Musaev_naz.pdf/ (дата обращения: 26.04.2021)
12. Помелова Ю.П. Формирование национальной идентичности национальных меньшинств КНР // Общество и государство в Китае. Институт востоковедения Российской академии наук, т. 45, № 17–1, 2015. - С. 175–183.
13. Попова Г. С. Этнокультурная идентификация в условиях современного социума // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. №2 (22). -С. 40–44. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnaya-identifikatsiya-v-usloviyah-sovremennogo-sotsiuma (дата обращения: 25.04.2021).
14. Романова А.П. Чужой и культурная безопасность / А.П. Романова, Е.В. Хлыщева, С.Н. Якушенков, М.С. Топчиев. – М.: РОССПЭН, 2013. – 348 с.
15. Сыроежкин, К. Л. Эволюция формирования и основные черты национальной политики КПК / К. Л. Сыроежкин // Центр Азии. – 2010. – Режим доступа: https://www.asiakz.com/node/108 (дата обращения: 26.04.2021).
16. Introduction to the theory of intercultural communication. - Режим доступа: https://i-topmodel.ru/en/vvedenie-v-teoriyu-mezhkulturnoi-kommunikacii-rabochaya-programma-discipliny/ (дата обращения: 24.04.2021)
17. Mauri F. The reconstruction of national identity in post-mao China. London: University of London, 2008. - P. 15. - Режим доступа: http://archive.atlantic-community.org/app/webroot/files/articlepdf/The-reconstruction-of-Chinese-identity.pd/ (дата обращения: 26.04.2021)
18. Zheng, Y. N. China should build national identity. Global Times, 2004.- Р. 8.- Режим доступа: http://www. people.com.cn/GB/paper68/12730/1143827.html/ (дата обращения: 24.04.2021)
19. Zuo, X. China’s policy towards minority languages in a globalizing age / X. Zuo // Transnational Curriculum Inquiry Journal. – 2007. – Vol.4, № 1. – P.80- 91. – Режим доступа: https://ojs.library.ubc.ca/index.php/tci/article/view/42 (дата обращения: 20.08.2020).
Читать дальше