В данной работе было проведено исследование стратегии продвижения, в частности, в компании ПАО «МАГНИТ» и были сделаны следующие выводы.
На данный момент для продвижения продукции на рынке используются преимущественно инструменты Интернет-маркетинга, которые включают в себя контент-маркетинг, e-mail маркетинг, SEO, различные виды рекламы, аналитические и SMM инструменты, а также нестандартные инструменты: краудсорсинг, Marker Marketing, вирусный маркетинг, SMM-маркетинг, адвергейминг.
Для оценки эффективности стратегии продвижения необходим расчёт экономической и коммуникативной эффективности, который выполняется с помощью методов количественной и качественной оценки.
Количественные методы включаются в себя кластерный и факторный анализ, корреляционные и регрессивные методы, методы имитации, методы статистической теории, детерминированные методы, гибридные методы, а также расчёт таких показателей как товарооборот, рентабельность расходов на маркетинг.
Коммуникативная эффективность рассчитывается по таким критериям как охват аудитории или рост числа клиентов, запоминаемость, понимание, интерес и лояльность с помощью анкетирования и опроса.
Изучение характеристики и анализ рыночного положения ПАО «МАГНИТ» показал, что эта сеть магазинов входит в группу компаний X5 Retail Group, которая занимает первое место по доле рынка. Целями работы организации являются увеличение рынка товаров и услуг, максимизация прибыли и удовлетворение потребительского спроса на промышленные и потребительские товары. Основными конкурентами группы компаний являются DKBR, Лента, Ашан, Метро, Окей, Монетка, Светофор и Глобус.
ПАО «МАГНИТ»является имеет положительную динамику по таким показателям, как рост торговых точек, рост торговых площадей, выручка, количество посещений магазинов.
Анализ таких коэффициентов как коэффициенты автономии, обеспеченности собственными средствами, обеспеченности запасов, покрытия инвестиций, текущей ликвидности, рентабельность продаж, рентабельность продаж по EBIT, норма чистой прибыли имеют более высокие значения средних отраслевых значений по России. Это говорит о том, что финансовое состояние ПАО «МАГНИТ» значительно лучше среднего значения по России и компания занимает устойчивое положение на рынке.
Организационная структура ПАО «МАГНИТ» включает в себя отдел маркетинга, который занимается продвижением продукта на рынке, соответствуя новым тенденциям и желаниям потребителей, информирует нужных сотрудников о маркетинговых планах компании, он планирует, где разместить оборудование для мерчендайзинга, собирает информацию о деятельности конкурентов и посылает активную информацию об их деятельности.
Маркетинговая стратегия компании на данный момент состоит из следующих элементов: новая концепция магазина; стратегия сбалансированного роста; бизнес-модель, направленная на развитие, выявление, внедрение и использование инноваций, которые помогут в дальнейшем улучшить показатели; социальная поддержка общества в виде благотворительной продовольственной акции «Корзина доброты»; проекта Liza Alert, который обеспечивает безопасное место для потерянных людей; переработки упаковочных отходов, производимых магазином; умное расширение; новая разработка CVP; оптимизированная организационная структура; сосредоточение на свежей продукции; использование собственных инструментов для автоматизации ассортимента и ценообразования, а также заказа некоторых обычных продуктов питания; программа лояльности; сокращение текучести кадров корректировка мотивационного пакета для персонала в магазине и дальнейшие инвестиции в обучение и образование; ассортимент частных марок.
Для того чтобы проанализировать стратегию продвижения ПАО «МАГНИТ», мы воспользовались SWOT-анализом и методом анкетирования. SWOT-анализ показал, что сильными сторонами маркетинговой стратегии компании являются развитая маркетинговая политика, широкий ассортимент, программа лояльности, хорошая репутация и широкая узнаваемость, использование инструментов продвижения, к которым аудитория наиболее чувствительна, удовлетворенность клиентов компанией в целом. Слабыми сторонами компании являются неосведомленность клиентов о наличии различных программ, низкая эффективность печатной и телевизионной рекламы, не используются средства продвижения, рассчитанные на молодую аудиторию, не задействованы возможности цифровых коммуникаций с потребителями. Среди возможностей следует отметить расширение ассортимента до сегмента премиум, расширение клиентской базы, внедрение инноваций, внедрение новых инструментов продвижения, разработка digital- инструментов взаимодействия с аудиторией. Угрозы маркетинговой стратегии: экономический кризис; появление более сильных конкурентов.
Анкетирование проводилось среди клиентов магазина. Анкеты предлагалось заполнять в зоне укладки продуктов, отобранных посетителями, рядом с ячейками хранения. Заполненная посетителем магазина анкета была передана кассиру. Из общего числа респондентов была взята случайная выборка в 25 человек. Следующим этапом исследования стала систематизация и анализ полученных данных. Согласно результатам анкетирования проблемными аспектами маркетинговой стратегии являются отсутствие или небольшой объем собственной продукции; низкое качество продукции или неудовлетворительный ассортимент; низкая квалификация сотрудников магазина; низкая эффективность рекламы в социальных сетях и на баннерах; отсутствие комфорта при совершении покупок; неосведомленность клиентов о наличии различных программ.
Основываясь на результатах проведенного анализа, мы разработали разработаем рекомендации по повышению эффективности маркетинговой стратегии компании.
Для повышения эффективности маркетинговой стратегии ПАО «МАГНИТ»мы предлагаем внедрение следующих мер: совершенствование системы скидок, введение возможности онлайн заказа товара, совершенствование рекламной кампании, расширение ассортимента, рассчитанного не только на покупателей среднего и ниже среднего достатка, но и на клиентов с достатком выше среднего, организация касс для самообслуживания клиентов, развитие собственных торговых марок, развитие омниканальных магазинов, распространения дисконтных карт, организация благотворительной акции, введение еженедельного снижения цен на 25-30% на 40-50 наиболее популярных торговых наименований в рамках кампании «Пятерочка» – самые лучшие цены».
Таким образом, цель исследования была достигнута и все задачи выполнены.