Введение...................................................................................................................3 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания..................................................5 1.1. Экологическое воспитание: понятие, цель, задачи.......................................5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13 1.3. Формы, методы, средства экологического воспитания детей младшего школьного возраста в школе во внеурочной деятельности...............................19 2. Организация и методы исследования..............................................................25 2.1. Организация исследования...........................................................................25 2.2. Методы исследования....................................................................................30 3. Опытно-поисковая работа по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях......34 3.1. Анализ деятельности школы по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях..................................................................................................................34 3.2. Комплекс мероприятий по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях......49 Заключение.............................................................................................................59 Список использованной литературы...................................................................61 Приложение............................................................................................................66

Формирование позновательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях

дипломная работа
Языки
60 страниц
41% уникальность
2021 год
109 просмотров
Свириденко Л.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...................................................................................................................3 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания..................................................5 1.1. Экологическое воспитание: понятие, цель, задачи.......................................5 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста...................................................................................................................13 1.3. Формы, методы, средства экологического воспитания детей младшего школьного возраста в школе во внеурочной деятельности...............................19 2. Организация и методы исследования..............................................................25 2.1. Организация исследования...........................................................................25 2.2. Методы исследования....................................................................................30 3. Опытно-поисковая работа по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях......34 3.1. Анализ деятельности школы по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях..................................................................................................................34 3.2. Комплекс мероприятий по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях......49 Заключение.............................................................................................................59 Список использованной литературы...................................................................61 Приложение............................................................................................................66
Читать дальше
Актуальность исследования. Главной задачей современной системы образования является формирование у подрастающего поколения познавательного интереса, которые обеспечивают обучающимся способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом школьники активно и сознательно осваивают социальный опыт. Познавательный интерес способствует саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Познавательный интерес помогает развить культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования главной целью образования в начальной школе становится формирование умения учиться, которое означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать пути решения, поддерживать друг друга. Экологическое воспитание – это система регулярного педагогического воздействия, которое направлено на формирование экологической воспитанности и образованности у обучающихся, а также на развитие знаний, умений и навыков относительно деятельности в природе. Особое место в экологическом воспитании занимает начальная школа. В этот период необходимо сформировать у детей положительное отношение к природе, стремление беречь и приумножать её.


Требуется заказать курсовую работу по социальной работе ? Вы можете обратиться к нам! Если курсовая работа нужна срочно, то мы выполним ее за несколько часов!


В своей работе мы вводим ограничение, мы будем рассматривать формирование познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях. Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у школьников. Предмет исследования: формирование познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях. Гипотеза исследования: вероятно, познавательный интерес обучающихся будет расти, если разработать комплекс мероприятий по экологическому воспитанию обучающихся во внеурочной деятельности в школе. Задачи исследования: - Рассмотреть экологическое воспитание: понятие, цель, задачи; - Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста; - Рассмотреть формы, методы, средства экологического воспитания детей младшего школьного возраста в школе во внеурочной деятельности; - Описать организацию исследования; - Описать методы исследования; - Проанализировать деятельность школы по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях; - Разработать комплекс мероприятий по формированию познавательного интереса школьников в ходе экологического воспитания на внеурочных занятиях. Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение; эмпирические – анкетирование. База исследования: МБОУ СОШ №52 г. Екатеринбурга. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Читать дальше
Изучив психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений; ведущая деятельность – учебная; в младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка; основными психологическими новообразованиями являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация; интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества. Экологическое воспитание – развитие у подрастающего поколения экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное и ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовности к природоохранительной деятельности. Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности. В качестве результата экологического воспитания мы рассматриваем становление и развитие экологической культуры. Начальная школа является важной ступенью в процессе экологического воспитания. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Экологическое воспитание включает в себя четыре составляющих: нравственное воспитание, интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств, воспитание активной жизненной позиции. Проанализировав деятельность МБОУ СОШ № 52 по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста можно выделить следующее: в процессе экологического воспитания школа сотрудничает с семьями обучающихся, с социальными партнерами (ДК «Елизаветинский», библиотека им. Рылеева и др.); в школе во внеурочной деятельности для младших школьников организуются курсы: «Земля – наш дом», «Моя первая экология». По результатам диагностики мы выявили проблемные моменты экологического воспитания, над которыми нам нужно работать: необходимо способствовать повышению интереса обучающихся к природе и природоохранительной деятельности; показать детям как деятельность человека влияет на природные объекты. Комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста включал в себя следующие составляющие: нравственное воспитание, интеллектуальное развитие ребёнка, развитие эстетических чувств, воспитание активной жизненной позиции. Составленный комплекс мероприятий по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, направленный на совершенствование экологического воспитания, был частично апробирован во 2 четверти. После проведения мероприятий обучающиеся прошли повторно анкету, по результатам которой, мы можем наблюдать положительную динамику в развитии экологической культуры. Дети стали давать развёрнутые ответы, на предложенные вопросы, касающиеся поведения в природе, природоохранительной деятельности и отношения детей к животному миру. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. 2. Аверин В.А. Психология раннего детства: учебное пособие. / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 60 с. 3. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие / Г.Н. Аквилева. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 240 с. 4. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2017. - 306 с. 5. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие / М.М. Безрукмх. М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 416 с. 6. Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л.Д. Бобвлева // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 64-75. 7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 8. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2016. 304 с. 9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы: учебное пособие / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 240 с. 10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: учебное пособие / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с. 11. Вишнякова С.М. Воспитание младшего школьника: учебное пособие / С.М. Вишнякова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. 12. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 512 с. 13. Головачева А.В. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: учебное пособие / А.В. Головачева. - Н. Новгород: Экоцентр «Дронт», 2016. - 48 с. 14. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». М.: Минприроды России; НИАПрирода, 2017. - 760 с. 15. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструкт: учебное пособие / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2017. - 223 с. 16. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие / Н.С. Дежникова. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 63 с. 17. Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения / Е.Н. Дзятковская // Образование и экология. - 2016. - №2. - С. 15. 18. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника: учебное пособие / О.Ю. Ермолаев. - М.: Знание, 1987. - 80 с. 19. Заседание Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53602 (дата обращения 20.03.21). 20. Зверев И.Д. Экология в начальном образовании: учебное пособие / И.Д. Зверев. - М.: Просвещение, 2017. – 209 с. 21. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие / В.А. Зебзеева. - М.: Сфера, 2017. – 205 с. 22. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике: учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016. - 448 с. 23. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – М.: Колос, 1969. - 240 с. 24. Коробкин В. И. Экология: учебное пособие / В.И. Коробин. - Ростов-н/Д: изд-во «Феникс», 2016. - 576 с. 25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – Спб.: Знания, 1999. - 176 с. 26. Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся. М.: Просвещение, 2000. 318 с. 27. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976. 205 с. 28. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002. 583 с. 29. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: Книга для учителя. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1996. 30. Моисеева Л.В. Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ин-т, 1993. 31. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 336 с. 32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. 4-е изд.. М.: Педагогическое общество России, 2004. 402 с. 33. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. М., 1987. 34. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (от 30 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения 19.03.21) 35. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2005. 112 с. 36. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб.пособие для студентов вузов М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. 365 с. 37. Подласый И.П. Педагогика. М.: Владос, 1999. Т. 1. 576 с. 38. Поляшова Н.В., Новикова И. А., Маракушина И.Г. Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе: учеб, пособие. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. 148 с. 39. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. 9-е изд. М.: Просвещение, 2012. 160с. 40. Проект Федерального закона N 90060840-3 "Об экологической культуре" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.07.2001) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=9544#09883885993062007 (дата обращения 19.03.21). 41. Пронякина С.В. Экологическое воспитание в начальной школе: статья [Электронный ресурс] URL: открытый урок.рф/статьи/312830/ 44 (дата обращения 19.03.21). 42. Психология младшего школьника [Электронный ресурс]: URL: http://gaskley.narod.ru/Psychology/7.htm (дата обращения 19.03.21). 43. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. 424 с. 44. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. Г.Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 656 с. 45. Соколова О. А. Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников // Школьная педагогика. 2016. №2. С. 12-16. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/851/ (дата обращения: 26.11.2018). 46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с. 47. Учебное пособие «Педагогический словарь по темам» / сост. Л. П. Русинова. Сарапул, 2010. 143 с. 48. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т./ под ред. В. Я. Струминского; М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. 49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). 50. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды". 51. Хейзинга Й. HomoLudens. Человек играющий. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. 416 с. 52. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. М., 1982. 207 с. 53. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология.) М.: Гардарики, 2005. 349 с. 54. Экологическая педагогика: пособие / О.М. Дорошко. Гродно: ГрГУ, 2002. 176 с. 55. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989. 560 с. 56. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника М., 1974. 57. Юркина С.В., Соколова Г.М.Экологическое воспитание и образование младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 7. С.15-17.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Жанрово-композиционные особенности сборника В.Пелевина "Синий фонарь"
Количество страниц:
35
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Филология
курсовая работа
Гражданско-правовая охрана неприкосновенности и тайны личной жизни
Количество страниц:
30
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Предварительное следствие как форма предварительного расследования
Количество страниц:
28
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image