Проведенное исследование позволило получить следующие выводы и результаты.
Анализ теоретической сущности приоритетного национального проекта позволило утверждает, что в научной литературе не разработана формулировка данного понятия. Их действие должно ориентироваться на модернизацию экономики страны и улучшение уровня жизни ее населения. Отметим, что точно и конкретно представленные желаемые результаты, определенные в приоритетных национальных проектах, содействуют достижению экономического благосостояния людей. Президентом России устанавливаются цели национальных проектов, а также их основные виды в соответствие с данными целями.
Социально-экономическая сущность приоритетных национальных проектов в реализации государственной стратегии развития нашей страны состоит в том, что они являются основой формирования нового гражданского общества и будущей модели экономики знаний и новых технологий.
Общепризнанно, что в целом приоритетные национальные проекты являются эффективным механизмом решения социально-экономических проблем, так как они позволяют сконцентрировать управленческие, финансовые, технические, информационные и др. ресурсы на важнейших для страны направлениях. Следует отметить, что система национальных проектов призвана улучшить не только благосостояние экономики, но и жизнь каждого отдельно взятого гражданина.
Исследование особенностей управления приоритетными национальными проектами в системе регионального управления позволяет утверждать, что развитие социальной сферы в условиях отдельного субъекта сегодня является одной из наиболее важных задач. В Московской области реализуются 11 национальных проектов, а также 18 региональных проектов направлены на качественное улучшение показателей социальной сферы.
Для того, чтобы значительно увеличить эффективность работы органов государственной власти следует уделить особое внимание совершенствованию системы управления приоритетными национальными проектами. В силу того, что региональная власть не обладает всей полнотой федеральной власти, на уровне отдельных субъектов реализуются региональные проекты, направленные на исполнение по целевым показателям национальных. Необходимо заключить, что организационная структура управления проектами на уровне отдельных регионов схожа. В своей структуре она имеет куратора, руководителя, старшее должностное лицо, заказчика и администратора. Кроме того, для управления национальными проектами на уровне региона могут быть сформированы временные органы управления проектами.
В процессе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Московской области функционируют пять региональных подпрограмм проект «Современная школа», проект «Успех каждого ребенка», проект «Цифровая образовательная среда», проект «Учитель будущего», и проект «Молодые профессионалы». Так, их реализация призвана повысить качество образования на современном этапе развития государства.
Модернизация российского образования, вступление России в Болонский процесс привели к тому, что государственная политика в сфере управления качеством образования стала основываться не только на отечественном, но и на международном опыте. Наряду с этим в государственном управлении качеством образования и в деятельности образовательных организаций существует ряд проблем.
Отметим, что законодательство о национальной проектной деятельности в Российской Федерации уделяет недостаточное внимание требованиям к оценке эффективности национальных проектов (программ), прежде всего в части предоставления и использования средств федерального бюджета, направляемых на их реализацию. Мы считаем, что устранение вышеуказанных недостатков будет способствовать совершенствованию системы финансового обеспечения реализации национальных проектов (программ) и существенным образом повысит эффективность использования средств федерального бюджета.
Следует отметить, что любые образовательные реформы возможны только при активной поддержке потребителей результатов деятельности образовательной системы и тех, кто должен претворять в жизнь эти реформы – государство. Так, модернизация в сфере образования должна сопровождаться подготовленными специализированными кадрами, способными решать вопросы со знанием дела, а также особое место должно отводиться повышению квалификации работников образования. Именно это, на наш взгляд, способно решать на высоком уровне задачи приоритетного национального проекта «Образования», вывести образование на принципиально новый уровень развития и повысить конкурентоспособность.
Таким образом, мы полагаем, что предложенные мероприятия по росту эффективности управления приоритетным национальным проектом «Образование» в Московской области, а также реализация интеграционной стратегии образовательными учреждениями России в форме консорциума, университетского комплекса, вхождения в состав кластерного объединения при создании соответствующей организационной среды, усиливающей горизонтальные связи между подразделениями, способствует повышению экономической эффективности управления образованием.