ВВЕДЕ-НИЕ……………..………………………………………………………..3
ГЛАВА I. Изучение творчества А. И. Куприна в школе………………..5
§ 1. Жизнь и творчество писате-ля………………………………………..5
§ 2. Произведения писателя в программах школьного курса………..9
ГЛАВА II. Художественное своеобразие литературного наследия А. И. Куприна…………………………………………………………………...15
§ 1. Тема Рождества в рассказах «Тапёр» и «Чудесный док-тор»……..15
§ 2. «Allez!»…………………………………………………………..…..17
§ 3. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сире-ни»……………..19
§ 4. Тема любви в рассказах «Олеся» и «Гранатовый брас-лет»……..21
§ 5. Тема армии в повести «Поеди-нок»……………………………..…..26
§ 6. Ключевые образы повести «Мо-лох»……………………………...27
§ 7. «Синяя звезда»……………………………………………………..30
§ 8. «Золотой пе-тух»……………………………………………………..31
§ 9. «Белый пу-дель»……………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………...…………..…………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ….……….…..…….…..35
Читать дальше
В данной работе мы сделали следующие выводы:
Творчество А. И. Куприна в школе проходят частично. Наиболее системно и последовательно творчество А. И. Куприна изучают по программе Г. С. Меркина, которая рекомендует знакомство с личностью и творчеством писателя в 5, 6, 7 и 11 классах. В результате учащиеся получают более полное представление об особенностях творческой манеры Куприна.
В рождественских рассказах Куприна соединяются темы несправедливости жизни, социального неравенства, равнодушия большинства людей друг к другу с мотивом чудесной встречи с милосердным человеком и темами дара, подарка, счастья, перемены судьбы.
«Гранатовый браслет» и «Олеся» являются гимном женской красоте, гимном женщине духовно чистой и мудрой, гимном мужчине, способному любить преданно, гимном возвышенному и самоотверженному чувству любви. Любовь собирает в единое целое все лучшее и светлое, чем жизнь награждает человека, превозмогает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на пути человека.
Для творчества А.И. Куприна характерно тематическое многообразие:
а) тема русской армии и армейского быта (рассказы «Дознание», «Ночная смена», повесть «Поединок»);
б) тема любви («Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»);
в) тема капиталистического миропорядка («Молох»);
г) рождественские рассказы («Тапёр», «Чудесный доктор»).
В первой главе мы проанализировали программы 5-11 классов. Выбранные для анализа во второй главе произведения изучаются в школе на уроках литературы. Рассказы «Золотой петух» и «Белый пудель» в предложенных авторами учебников четырех системах работ не рассматриваются.
Читать дальше
Источники
1. Куприн И. А. Собрание сочинений : в 9 томах. – М. : Правда, 1964.
Программы
2. Архангельский А. Н. Рабочая программа по литературе основ-ного общего образования (5 – 9 классы) [Электронный ресурс]. – М. : Дрофа, 2017. – 127 с. Режим доступа: https://clck.ru/VKieG (дата обраще-ния: 06.06.2021).
3. Литература : программа для 5 – 9 классов / под ред. И. Н. Сухих [Электронный ресурс]. – М. : Академия, 2014. – 157 с. Режим доступа: https://www.academia-moscow.ru/off-line/free/101113959/101113959.pdf (дата обращения: 06.06.2021).
4. Программы общеобразовательных учреждений : Литерату-ра / под ред. В. Я. Коровиной. – 9-е изд. [Электронный ресурс]. – М. : Просвещение, 2007. – 85 с. Режим доступа: https://opalevalara.ucoz.ru/programma_po_ literature_v.ja.korovinoj.pdf (да-та обращения: 06.06.2021).
5. Программа по литературе : для 5 – 11 классов / авторы-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 6-е изд. [Электронный ресурс]. – М. : Русское слово, 2010. – 200 с. Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/05/17/merkin_g.s._zinin_s.a._chalmaev_v.a._-_programma_po_literature_5-11_klassyliteratura.pdf (дата обраще-ния: 06.06.2021).
Ресурсы интернет
6. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. 1883–1907 [Электронный ресурс]. – Минск : Изд–во БГУ, 1983. – 351 с. Режим досту-па: http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/kuleshov-tvorcheskij-put/index.htm (дата обращения: 06.06.2021).
7. Личность и творчество А. И. Куприна в контексте русской культуры XX-XXI вв. : материалы Всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Пенза : ПГУ, 2013. – 6 с. Режим до-ступа: https://clck.ru/VKh3x (дата обращения: 06.06.2021).
8. Обухова Е. В. Специфика изучения мифопоэтического контек-ста творчества А. И. Куприна в школе : магистерская диссертация [Элек-тронный ресурс]. – Пенза : ПГУ, 2019. – 85 с. Режим доступа: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/UJmYcGW8h25.pdf
9. Салахова Л. А. Тематическое многообразие прозы А. Куприна и ее изучение в школе : бакалаврская работа. – Борисоглебск : ВГУ, 2017. – 87 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/VKh5x (дата обращения: 06.06.2021).
10. Соловьев А. Н. Особенности изучения поэтики русской прозы начала XX века на уроках литературы в 11 классе : дис. … канд. филол. наук [Электронный ресурс]. М. : МПГУ, 2003. – 185 с. Режим доступа: https://clck.ru/VKjZA (дата обращения: 06.06.2021).
Читать дальше