Многим интересно, как получить контрольные работы заказать их можно, если оформить заказ на сайте Work5.
«Величина – одно из главных математических понятий, которое появилось в глубокой древности и прошло длительный путь в своём развитии, от конкретного и непосредственного смысла – к более обобщённому. С точки зрения современной философии и математических представлений, общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.п.» [52, с. 83]. Ознакомление с понятием «величины» является одной из главных задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Восприятие величины как пространственного признака предмета происходит путем установления сложных связей различных анализаторов: зрительного, осязательно-двигательного и т.д. Формирование у дошкольников представлений о величине, в свою очередь, «создает чувственную основу для овладения величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и обучение элементарным способам измерительной деятельности» [4, с. 50]. Определить величину предмета можно лишь на основе сравнения. Пользуясь критериями сравнения предметов, друг с другом, устанавливают соотношения равенства или неравенства их величин. Основными свойствами величины являются сравнимость, изменчивость, относительность. Эти свойства дошкольники могут осмыслить и усвоить в ходе действий с разнообразными предметами, выделяя и сопоставляя такие их параметры, как длина, ширина, высота и объем. В процессе восприятия предмета, дети обычно ориентируются на его объём в целом (оперируя словами «большой» – «маленький») или на соотношения отдельных протяженностей (длины, ширины, высоты). В последнем случае размер предмета для них определяется преобладающей протяженностью, имеющей для них в этот момент практическую значимость. Например, если предмет лежит – дети применяют выражения «длинный» – «короткий», если стоит – «высокий» – «низкий» и т.д. Измерение может проводиться как непосредственно – простым сопоставлением измеряемых объектов, так и более опосредованно – через мерку или мысленное сравнение. Используя одно из основных свойств величины – сравнимость – детьми путём сравнения познаётся понятие величины. Благодаря сравнению предметов друг с другом, ребёнок приходит к пониманию отношений величин и к таким понятиям, как: «больше», «меньше», «равно». В процессе сравнения предметов, с помощью взрослого, усваиваются также такие качества предметов, как: длина, ширина, высота, объём и многие другие. Непосредственное сравнение предметов используется не всегда. Практический опыт различения предметов позволяет мысленно сопоставлять размер воспринимаемого предмета со сложившимися у нас общими представлениями о размерах известных предметов. Вторым основным свойством величины является относительность. Один и тот же предмет относительно других предметов может быть и большим, и меньшим – в зависимости от соотношения их размеров. Третье основное свойство величины – изменчивость. Изменение каких-либо параметров величины предмета (длины, толщины, высоты и т.п.) изменяет его размер, но не содержание или качество. Известным советским исследователем процессов развития психики А.Н. Леонтьевым было введено понятие «ведущей деятельности», как деятельности, «развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [27, с. 285-286]. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по мнению многих отечественных психологов и педагогов, является игра (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, 6 С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.). Известно, что в этом возрасте игра составляет основное содержание жизни ребенка. Все игры можно разделить на две большие группы: творческие игры, создаваемые самими детьми под руководством взрослого, и игры с правилами – созданные заранее и имеющие готовое содержание и определенные правила. Игра помогает развитию общения со сверстниками и способствует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением первоначально складывается именно в игре, через подчинение правилам, а впоследствии проявляется и в других видах деятельности ребёнка. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей представлений о величине предметов посредством дидактических игр. Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о величине предметов. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о величине предметов. Гипотеза исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о величине предметов посредством дидактических игр возможно, если: – разработаны серии дидактических игр по формированию у детей лет представлений о величине предметов; – внесены дидактические материалы и игры в развивающую предметно-пространственную среду; – включены дидактические игры в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о величине предметов. 2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о величине предметов. 3. Разработать и экспериментально проверить эффективность дидактических игр в формировании у детей 5-6 лет представлений о величине предметов. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; психолого-педагогическое исследование, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов; анализ и интерпретация результатов исследования. Теоретической основой исследования являются: – положения о формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (А.М. Леушина, Р.Ф. Соболевский, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.); – положение о ведущей роли игровой деятельности в обучении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев и др.). Оптыно-пракатическая база исследования: МАОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 18 детей 5-6 лет. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.