?>
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирование представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре 7 1.1 Понятие величина, основные величины и их измерение 7 1.2. Особенности формирования представлений дошкольника о величине предметов (на сенсорной основе) 11 1.3 Подходы к использованию дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста 16 Глава 2. Опытно-практическое исследование формирований представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре 21 2.1 Выявление актуального уровня представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста 21 2.2 Комплекс дидактических игр на развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста 26 2.3 Анализ результатов 33 Заключение 38 Список использованных источников 40 Приложение 45

Формирование представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре

дипломная работа
Педагогика
45 страниц
84% уникальность
2021 год
148 просмотров
Ермашова Е.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирование представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре 7 1.1 Понятие величина, основные величины и их измерение 7 1.2. Особенности формирования представлений дошкольника о величине предметов (на сенсорной основе) 11 1.3 Подходы к использованию дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста 16 Глава 2. Опытно-практическое исследование формирований представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре 21 2.1 Выявление актуального уровня представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста 21 2.2 Комплекс дидактических игр на развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста 26 2.3 Анализ результатов 33 Заключение 38 Список использованных источников 40 Приложение 45
Читать дальше
Актуальность исследования. Федеральный государственный стандарт требует от дошкольного образования ориентацию на всестороннее развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Кроме того, старший дошкольный возраст считается переломным этапом в момент становления личности ребенка, т.к. после данного периода происходят коренные изменения в жизни детей. Это связано с тем, что после ДОО ему предстоит перейти в школу, где его главной деятельностью будет учеба, когда как в дошкольном возрасте - это была игра.


Многим интересно, как получить контрольные работы заказать их можно, если оформить заказ на сайте Work5.


«Величина – одно из главных математических понятий, которое появилось в глубокой древности и прошло длительный путь в своём развитии, от конкретного и непосредственного смысла – к более обобщённому. С точки зрения современной философии и математических представлений, общее понятие величины является непосредственным обобщением более конкретных понятий: длины, площади, объема, массы, скорости и т.п.» [52, с. 83]. Ознакомление с понятием «величины» является одной из главных задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Восприятие величины как пространственного признака предмета происходит путем установления сложных связей различных анализаторов: зрительного, осязательно-двигательного и т.д. Формирование у дошкольников представлений о величине, в свою очередь, «создает чувственную основу для овладения величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и обучение элементарным способам измерительной деятельности» [4, с. 50]. Определить величину предмета можно лишь на основе сравнения. Пользуясь критериями сравнения предметов, друг с другом, устанавливают соотношения равенства или неравенства их величин. Основными свойствами величины являются сравнимость, изменчивость, относительность. Эти свойства дошкольники могут осмыслить и усвоить в ходе действий с разнообразными предметами, выделяя и сопоставляя такие их параметры, как длина, ширина, высота и объем. В процессе восприятия предмета, дети обычно ориентируются на его объём в целом (оперируя словами «большой» – «маленький») или на соотношения отдельных протяженностей (длины, ширины, высоты). В последнем случае размер предмета для них определяется преобладающей протяженностью, имеющей для них в этот момент практическую значимость. Например, если предмет лежит – дети применяют выражения «длинный» – «короткий», если стоит – «высокий» – «низкий» и т.д. Измерение может проводиться как непосредственно – простым сопоставлением измеряемых объектов, так и более опосредованно – через мерку или мысленное сравнение. Используя одно из основных свойств величины – сравнимость – детьми путём сравнения познаётся понятие величины. Благодаря сравнению предметов друг с другом, ребёнок приходит к пониманию отношений величин и к таким понятиям, как: «больше», «меньше», «равно». В процессе сравнения предметов, с помощью взрослого, усваиваются также такие качества предметов, как: длина, ширина, высота, объём и многие другие. Непосредственное сравнение предметов используется не всегда. Практический опыт различения предметов позволяет мысленно сопоставлять размер воспринимаемого предмета со сложившимися у нас общими представлениями о размерах известных предметов. Вторым основным свойством величины является относительность. Один и тот же предмет относительно других предметов может быть и большим, и меньшим – в зависимости от соотношения их размеров. Третье основное свойство величины – изменчивость. Изменение каких-либо параметров величины предмета (длины, толщины, высоты и т.п.) изменяет его размер, но не содержание или качество. Известным советским исследователем процессов развития психики А.Н. Леонтьевым было введено понятие «ведущей деятельности», как деятельности, «развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [27, с. 285-286]. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, по мнению многих отечественных психологов и педагогов, является игра (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, 6 С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.). Известно, что в этом возрасте игра составляет основное содержание жизни ребенка. Все игры можно разделить на две большие группы: творческие игры, создаваемые самими детьми под руководством взрослого, и игры с правилами – созданные заранее и имеющие готовое содержание и определенные правила. Игра помогает развитию общения со сверстниками и способствует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением первоначально складывается именно в игре, через подчинение правилам, а впоследствии проявляется и в других видах деятельности ребёнка. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей представлений о величине предметов посредством дидактических игр. Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о величине предметов. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о величине предметов. Гипотеза исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о величине предметов посредством дидактических игр возможно, если: – разработаны серии дидактических игр по формированию у детей лет представлений о величине предметов; – внесены дидактические материалы и игры в развивающую предметно-пространственную среду; – включены дидактические игры в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о величине предметов. 2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о величине предметов. 3. Разработать и экспериментально проверить эффективность дидактических игр в формировании у детей 5-6 лет представлений о величине предметов. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; психолого-педагогическое исследование, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов; анализ и интерпретация результатов исследования. Теоретической основой исследования являются: – положения о формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (А.М. Леушина, Р.Ф. Соболевский, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др.); – положение о ведущей роли игровой деятельности в обучении и развитии личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев и др.). Оптыно-пракатическая база исследования: МАОУ детский сад № 200 «Волшебный башмачок» г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 18 детей 5-6 лет. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Проведенное в данной работе исследование исходило из гипотезы, что формирование у детей 5-6 лет представлений о величине предметов посредством дидактических игрвозможно, если будут разработаны серии дидактических игрпо формированию этих представлений, в развивающую предметно-пространственную среду группы будут внесены дидактические материалы и игры с правилами, а игры с правилами по формированию представлений о величине предметов будут включены в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольной организации. Проведённый нами анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по теме исследования дал нам основания утверждать, что проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о величине предметов посредством дидактических игр является актуальной. На основании теоретической части нашего исследования было выявлено, что с методической точки зрения, формирование представлений о величине предметов у детей 5-6 лет наиболее удобно проводить в форме дидактических игр на основе выделения свойства «длина». В ходе исследования нами были разработаны и реализованы серии дидактических игр на основании свойств величины: сравнимость, относительность по формированию у детей экспериментальной группы представлений о величине предметов. Проведённое нами исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о величине предметов посредством дидактических игр является актуальной. 2. Выделены показатели уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о величине предметов, на основе которых определены результаты констатирующего этапа. 3. Нами установлено и экспериментально проверено, что формирование у детей 5-6 лет представлений о величине предметов возможно, если: – разработаны серии дидактических игр по формированию у детей 5-6 лет представлений о величине предметов; 4. В результате проведенной работы отмечена положительная динамика повышения уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о величине предметов по всем выделенным показателям. Таким образом, можно утверждать, что цель нашей работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Читать дальше
1. Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 288 с. 2. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2000. – №2. – С. 69-79. 3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. [Текст] / А.В. Белошистая – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 4. Березина, Р.Л. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Р.Л. Березина, В.В. Данилова. – М. : Просвещение, 1987. – 175 с. 5. Блехер, Ф.Н. Общие пути работы [Текст] / Ф.Н. Блехер // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях; сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – Ч. I-II. – СПб. : Фирма Икар, 1996. – С. 41-44. 6. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] /З.М. Богуславская. – М. : Просвещение, 1991.– 206 с. 7. Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) [Текст] / Л.А Венгер, А.Л. Венгер. – М. : Знание, 1984. – 80 с. 8. Волкова, С.И. Математические ступеньки [Текст] / С.И. Волкова. – М. : Просвещение, 2015. – 102 с. 9. Волчкова, В.Н. Занимательный счет в детском саду [Текст] / В.Н. Волчкова // Дошкольное воспитание. – 1993 – №1. – С. 45-48. 60 10. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии / М.А. Габова. – М. : Directmedia, 2014. – 534 с. 11. Гервард, И.В. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / И.В. Гервард. – Самара, 1999. – 106 с. 12. Гоголева, В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет [Текст] / В.Г. Гоголева. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 56 с. 13. Горячев, А.В. Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников [Текст] / А.В. Горячев, Н. В. Ключ. – М. : Баласс, 2017. – 64 с. 14. Давидчук, А.Н. Разновозрастная группа: сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений [Текст] / А.Н. Давидчук // Дошкольное воспитание. – 2000. – №8. – С. 69-80. 15. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. / В.В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с. 16. Еник, О.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета дошкольного воспитания [Текст] / О.А. Еник. – Самара : СамГПУ, 1999. – 118 с. 17. Еник, О.А. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений [Текст] / О.А. Еник, Н.В. Мкртычева. – Тольятти, 2000. – 85 с. 18. Еник, О.А. Практикум по математическому развитию дошкольников [Текст] / О.А. Еник, Е.А. Сидякина. – Тольятти, 2001. – 39 с. 19. Ерофеева, Т.И. Математический ринг: игра-соревнование для детей [Текст] / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 1997. – №1. – С. 36-46. 20. Иванова, И.В. Математика для будущего первоклассника [Текст] / И.В. Иванова. – СПб. : Нева, 2005. – 32 c. 61 21. . Иванова, И.В. Учимся считать. Для детей 3-4 лет [Текст] / И.В. Иванова. – СПб. : Нева, 2004. – 48 с. 22. Катаева, А. Величина предметов, способы их соизмерения [Текст] / А. Катаева, Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 10. – С. 77-81. 23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М. : Издательский центр Академия, 2000 – 416 с. 24. Корнеева, Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей [Текст] / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. – М. : Просвещение, 1989. – 55 с. 25. Кралина, М.В. Логика для обучения детей в семье, детском саду [Текст] / М.В. Кралина. – Екатеринбург. : У-Фактория, 1998. – 117 с. 26. Левинова, Л.А. Приключение Кубика и Томатика, или Веселая математика [Текст] / Л.А. Левинова, К. Сангир. – Москва, 1977. – 128 с. 27. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] : в 2 томах / А.Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 1. – 392 с. 28. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с. 29. Мазанова, А. Цветные палочки [Текст] / А. Мазанова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №6. – С. 42. 30. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М. : Просвещение, 1985. – 220 с. 3 31. Михайлова, З.А. Математика от трех до шести лет [Текст] / З.А. Михайлова. – СПб. : 1995. – 150 с. 32. Михайлова, З.А. Логико-математические игры для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова // Дошкольная педагогика. – 2003. – №4. – С. 21-24. 33. Михайлова, З.А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, 62 А.А. Столяр, М.Н. Полякова и др. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 384 с. 3 34. Моро, М.И. Карточки с математическими заданиями и играми [Текст] / М.И. Моро, Н.Ф. Ванняр. – Москва, 1993. – 64 с. 35. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 94 с. 36. Петерсон, Л.Г. Игралочка: практический курс математики для дошкольников [Текст] / Л.Г. Петерсон. – М. : Просвещение, 2002. – 172 с. 37. Петрова, В.Г. Творческие задания и упражнения: формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / В.Г. Петрова // Дошкольное воспитание. – 1992. – №1. – С. 105-107. 38. Подходова, Н.С. Волшебная страна фигур. Первое и второе путешествия [Текст] / Н.С. Подходова, М.В. Горбачова, А.А. Нистонов. – СПб. : Питер, 2000. – 48 с. 39. Полякова, М.Н. Первые шаги в математику [Текст] / М.Н. Полякова, З.А Михайлова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №12. – С. 10. 40. Развитие пространственных представлений в дошкольном возрасте (Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия) [Текст] / Сост.: З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 136 с. 41. Сай, М.К. Математика в детском саду [Текст] / М.К. Сай, Е.И. Удальцова. – Минск. : 1990. – 96 с. 42. Светлова, И.Е. Величина: пособие для игрового дошкольного обучения [Текст] / И.Е. Светлова. – М. : Просвещение, 2002. – 47 с. 43. Светлова, И.Е. Развиваем логику: пособие для игрового дошкольного обучения [Текст] / И.Е. Светлова. – М. : Просвещение, 2002. – 64 с. 44. Сербина, Е.В. Математика для малышей [Текст] / Е.В. Сербина. – М. : Просвещение, 1992. – 79 с. 63 45. Серова, З.А. Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе [Текст] / З.А. Серова. – СПб. : Питер, 2000. – 160 с. 46. Серова, З.А. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов [Текст] / З.А. Серова, З.А Михайлова // Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С. 20-28. 47. Серова, З.А. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений [Текст] / З.А. Серова // Дошкольное воспитание. – 1992. – №5. – С. 31-40. 48. Семенченко, П.М. 399 задач для развития ребенка. Иллюстрированное пособие для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / П.М. Семенченко. – М. : Олма-Пресс, 2000. – 231 с. 49. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием [Текст] / А.А. Смоленцева. – М. : Просвещение, 1998. – 95 с. 50. Соловьева, Е.В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации к программе «Радуга» [Текст] / Е.В. Соловьева. – М. : Просвещение, 2001. – 157 с. 51. Соловьева, Е.В. Развитие математических представлений и логических операций по программе «Радуга» [Текст] / Е.В. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 1994. – №8. С. 2-9. 52. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр и др. – М. : Просвещение, 1988. – 303 с. 53. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]/ Т.В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 1980. – 64 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Организация малого бизнеса в сети интернет
Количество страниц:
70
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Позднесредневековые эпидемии: обзор современных исследовательских проектов.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Анализ материальных ресурсов организации
Количество страниц:
35
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Статистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image