Ведение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения внутреннего локуса контроля как одного из факторов успешности учебной деятельности в юношеском возрасте ……………………………………..................................................…
5
1.1. Локус контроля как один из основных факторов успешности личности ……………………………………………………………………..
5
1.2 Особенности взаимосвязи локуса контроля и самоотношения в юношеском возрасте ………………………………………………………..
7
Глава 2. Методические основы изучения внутреннего локуса контроля как одного из факторов успешности учебной деятельности в юношеском возрасте………………………………………………...............................……
11
2.1 Типы людей и локус контроля………………………...…………………. 11
2.2 Соотношение самооценки и локуса контроля в юношеском возрасте у лиц с различной сиблинговой позицией……………………..........………… 13
Глава 3. Опытно – практическое исследование уровня субъективного контроля…………………...……………………………………………...…....
16
3.1 Методика проведения исследования уровня субъективного контроля.............................................................................................................
16
3.2 Практические рекомендации по развитию внутреннего локуса контроля как одного из факторов успешности учебной деятельности в юношеском возрасте …………………………………………….........………
18
Заключение……………………………………………………….....………… 21
Список использованных источников и литературы .........………......…...... 23
Приложение
Читать дальше
Интернальный тип локуса проявляется в способности самостоятельно отвечать за свою жизнь и результаты жизненных реакций, а не винить в этом внешние обстоятельства.
Люди с преобладающим внутренним локусом контроля полагают, что жизнь зависит только от них самих, а не от сложных обстоятельств. Каждому человеку необходимо уметь стабилизировать свое внутреннее состояние в ситуациях, которые сильно бьют по уверенности в себе.
Безусловно, необходимо анализировать и правильно оценивать все свои действия, решения, поступки, знания и навыки, свои личностные качества, свои возможности и достижения. Это позволит разобраться в себе, понять себя и найти способы сделать себя более приспособленным к жизни. Внешние факторы тоже нужно изучать, чтобы понимать, какие в жизни бывают закономерности и как можно под них подстроиться, как можно их использовать. Поэтому и внешний и внутренний локус контроля – должны гармонировать друг с другом. Другими словами, степень нашей ответственности должна распределяться пропорционально нашим возможностям. И если возможностей повлиять на внешние факторы у нас объективно меньше, то и перекладывать на них ответственность смысла не имеет. Куда важнее и полезнее отвечать за внутренние факторы и смотреть на жизнь через призму личной ответственности за все, что с нами в этом мире происходит.
Данное курсовое исследование позволило изучить внутренний локус контроля как фактора успешности учебной деятельности в юношеском возрасте , разработать рекомендации по развитию внутреннего локуса контроля как одного из факторов успешности учебной деятельности в юношеском возрасте.
В результате гипотеза курсового исследования: внутренний локус контроля влияет на успешность учебной деятельности в юношеском возрасте нашла свое подтверждение в ходе проведения диагностических мероприятий.
Внутренний локус контроляпо всем фактам полезнее, чем внешний, поскольку он является активным рычагом развития личности. Люди с внутренним локусом контроля в характере проявляют настойчивость и в целях последовательность, поскольку обладают самоуверенностью. В отличие от них экстерналы в большинстве своем проявляют неуверенность, неуравновешенность и излишнюю подозрительность. Это способствует депрессивному состоянию, психопатиям или даже к маниакально-депрессивному отношению.
Читать дальше
1. Астапов В.М. Феномен тревоги с позиции функционального подхода: автореф. дис. д-ра психол. наук : (19.00.13) / В.М. Астапов. — М., 2002. — 42с.
2. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. — М.: Попурри, 2005. — 303 с.
3. Бендас Т.В. Психология лидерства/ Т. В. Бендас. — СПб: Питер, 2009. — 448 с
4. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Еврознак; — М.: Олма-Пресс, 2003. — 666 с.
5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2004. — 520с.
6. Быков С. В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах. // Психологический журнал. — 2004. — Том25, № 3. — с.34-43.
7. Васина Е.Н. Отраженное "Я" в структуре самосознания: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. Н. Васина. — М., 2006. — 22 с.
8. Вилюнас В. Психология эмоций.// Серия «Хрестоматия по психологии» — СПб.: Питер, 2008. — 496 с.
9. Диагностика парциальных позиций интернальности – экстернальности личности (Е.Ф.Бажин, Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., 2002. — C.14-19.
10. Изотова Александра, 3.6.2008. Кто контролирует вашу жизнь? /Медицинский портал www.medportal.ru. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m HYPERLINK
"http://www.medportal.ru/budzdorova/relation/1168/?print=true"edportal.ru/budzdorova/relation/1168/?print=true /(дата обращения: 01.06.2021).
11. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / Т. Н. Кочеткова. — Хабаровск, 2007. — 19 с.
12. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 464с.
13. Леви Т.С. Динамика локуса контроля в процессе личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Московский психотерапевтический журнал. — 2008. -№4. — C. 167-178.
14. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб: ПраймЕВРОЗНАК, 2002. — 864с.
15. Машков В.Н. Определение локуса контроля. 28 сентября 2007г./COPYRIGHT 2007 © Элитариум: Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/09/28/opredelenie_lokusa_kontrolja.html - / (дата обращения: 01.06.2021).
16. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р.Фрэнкин. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 651с.
17. Общая психодиагностика. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440с.
18. Пантилеев С.Р. Самоотношение// Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Бахрах — М, 2007. — С.208-242.
19. Смирнова О.Б. Исследования Я-концепции и самоотношения в психологии / О. Б. Смирнова ; Тул. ин-т экономики и информатики - Негос. образоват. орг. высш. проф.образования некоммерч.партнерство. — Тула: ТИЭИ, 2007. — 64 с.
20. Теории личности: познание человека. С. Клонингер. — СПб.: Питер,2003.—720с.
21. Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера / Перевод с англ. — М.: Попурри, 2002. — 288 с.
22. Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. — СПб.: Питер, 2001. — 256 с.
23. Хекхуазен X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. —СПб.: Речь, 2001.—240с.
Читать дальше