ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 История и предпосылки возникновения гештальт-подхода в психологии 5
1.2 Особенности гештальт-подхода в психологии 7
1.3. Основные принципы гештальт-подходов в психологии 12
Вывод по первой главе 16
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Результаты исследования 19
2.3 Практические рекомендации по внедрению гештальт-подхода в деятельности военного психолога при работе с военнослужащими 24
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Читать дальше
Актуальность исследования гештальтпсихология – направление в психологии, которое развилось вследствие протеста бихевиоризма и ранее существовавших психологических направлений и переросшее впоследствии в когнитивную психологию. Под словом «гештальт» представители данного направления понимают форму, структуру, целостную конфигурацию, то есть, определенным образом организованное целое, свойства, которые не могут быть получены из свойств его частей. Такой подход обусловлен, по мнению авторов подхода, тем, что именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальт-психологи считают, переживание целостным и не рассматривают возможность его разделения на составные части.
На сегодняшний день гештальтизм по-прежнему остается актуальным, поскольку соответствует новым научным запросам. Основной причиной этого является то, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматриваются по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал ранее на общую теорию психологии, однако, на самом деле его достижения касаются исследования одной из сторон психического, на которую указывает в полной мере категория образа.
При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, у представителей данного подхода возникают огромные трудности. Гештальтпсихология, разъединяя образ и действие, которое в данном подходе выступали в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам, разработали методологию, которая впоследствии стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.
Проблемы особенностей психологического сопровождения военнослужащих по контракту обусловлена: во-первых, с напряженным характером профессионального труда, вызывающего состояние психоэмоциональной напряженности, ухудшение профессионального здоровья при недостаточном уровне развития устойчивости к стрессам; во-вторых, недостаточностью со стороны командиров и начальников систематической работы по психологическому сопровождению военнослужащих.
В практической части работы, были составлены рекомендации направлены на поддержание психологического комфорта и профилактику психологических проблем военнослужащих, позволяющих наиболее качественно проводить психологическое сопровождение, а подобранные методики позволяют выявить основные проблемы военнослужащих по контракту. В число методик вошли тестирование, направленное на диагностирование психологических состояний военнослужащих, анкетирование и опрос.
В ходе применения данных методик, выявлено, что уровень тревожности военнослужащих низкий, самооценка достаточна высокая, уровень развития личностных качеств и поведение личности в конфликтной ситуации склонена к компромиссу. Это позволяет военнослужащим успешно решать служебно-боевые задачи.
На основе проведенной диагностики нами были изучены основные психологические проблемы военнослужащих, связанные с прохождением военной службы и теоретически обосновано психологическое сопровождение военнослужащих.
Таким образом, цели и задачи работы были достигнуты благодаря исследованию теоретических аспектов и практическому изучению проблемы.
Читать дальше
1. Анцупов А.Я., Помогайбин В.Н., Пошивалкин О.А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций XX век [Текст]: - М.: Современный Гуманитарный Институт, 2000. - 527 с.
2. Величко С.В. Алгоритм психологического сопровождения курсантов учебного военного центра [Текст]: монография / Величко С.В. - Известия Южного Федерального университета. Технические науки. 2010. №10 (111). – 162 с.
3. Военная педагогика: Учебное пособие / Под обшей редакцией И.А. Алехина [Текст]: - М.: ВУ, 2013. – 377 с.
4. Волкова Н.С. Психологическое сопровождение военнослужащих при исполнении воинской обязанности в Российской Федерации // Научное обозрение. Медицинские науки. [Электронный ресурс]. - 2016. - № 3. - С. 2731
5. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации [Текст]: - М.: ГАБС, 2015. - 244 с.
6. Гингер С. Гештальт-терапия контакта [Текст] / С. Гингер, А. Гингер / Пер. с фр. Е.В. Просветиной. – Paris: Hommeset Groupes, 1994. – С. 8–37.
7. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военнопрофессиональную деятельность. Морской сборник: Журнал Военно- Морского Флота [Текст]: - М.: 2017. № 7. с. 53-56.
8. Давыдов В.П., Сальников В.П., Слепов В.Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: учеб. для вузов [Текст]: - СПб.: Университет, 2010. – 252 с.
9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание [Текст]: монография / В.И. Даль. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2014. - 983 с.
10. Джойс Ф. Гештальт-терапия шаг за шагом. Навыки в гештальт-терапии [Текст] / Ф. Джойс, Ш. Силлс. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2013. – С. 5–16.
11. Дубяга В.Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2018. - 23 с.
12. Дударев В.В. Психологические условия эффективного овладения офицером управленческой деятельностью [Текст]: Дис. канд. психол. наук. - М., 2012. - 168 с.
13. Еникеев М.И. Общая и социальная психология [Текст]: монография / Еникеев М.И. - М.: ТК Велби, Проспект, 2017. – 624 с.
14. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты [Текст]: монография / Еникеев М.И. - М.: Издательство ПРИОР, 2002. - 288 с.
15. Кисель А.Ю. Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы // Молодой ученый. [Электронный ресурс]. - 2015. - №2. - С. 450-455
16. Лебедева Н., Иванова Е. // Путешествие в гештальт СПб,. М. [Текст]: Речь, 2019, 400 с.
17. Лобб, М. Сейчас-Ради-Потом в психотерапии: гештальт-терапия, ... М. Спаниоло Лобб. – Ростов-на-. Дону: Феникс, 2015. – 366 с.
18. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c
19. Основные результаты мониторинга по оценке благоприятных условий заключения контракта на военную службу среди военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе: Информационно-аналитический и справочный материал [Текст]: - М.: МО РФ, 2004. - 244 с.
20. Останкович А.Е. Военная психология [Текст]: монография / Останкович А.Е. - М.: Военный университет, 1998. - 376 с.
21. Перлз Фриц. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии. – М. [Текст]: Академический проект, 2019. – 207 с.
22. Перлз. Ф. Эго, голод и агрессия. [Текст] Изд. 4. 2019. 368 с.
23. Погодин И.А. Гештальт-терапия: мифы и реальность [Текст] / И. Погодин, Н. Олифирович // Вестник гештальт-терапии: Сб. ст. – Вып. 4. – Минск: Бизнесофсет, 2007. – С. 8.
24. Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучаемых// Инновации в образовании [Текст]: - 2001. - №3 с. 87-92.
25. Приймак Е.Н. Психологическое сопровождение военнослужащих на этапе социализации в рядах Вооружѐнных сил: методические рекомендации [Текст]: монография / Приймак Е.Н. - М.: Кредо, 2015. – 28 с.
26. Робин Жан-Мари // Социальные изменения начинаются вдвоем. Эссе и лекции по гештальт-терапии. — М. [Текст]: ИОИ, 2016 — 276 с
27. Романенко О.К. Практическая гештальт-терапия [Текст] / О.К. Романенко. – М.: Фолиум, 1995. – С. 4–23.
28. Санд Ильсе. Компас эмоций: Как разобраться в своих чувствах. – М. [Текст]: Альпина Паблишер, 2018 г. – 156 с.
29. Фриц Перлз. Внутри и вне помойного ведра: Радость. Печаль. Хаос. Мудрость [Текст] / Ф. Перлз / Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2010. – С. 6–87.
30. Энрайт Джон. Гештальт, ведущий к просветлению, или Пробуждение от кошмара. – М. [Текст]: Медков С. Б., 2018. – 192 с.
Читать дальше