Международный (внешнеэкономический) оборот товаров, услуг и других объектов обусловлен совершением такой правовой формы как договор (контракт). В общем понимании международные сделки, в том числе купля-продажа, представляют собой сложное правовое явление, так как в их субъектном составе присутствуют представители различных государств, имеющие дифференцированное представление, как о самой сделке, так и о ее правовом регулировании. В качестве главного инструмента международных коммерческих отношений, адресованных непосредственно участникам сделок и не требующих одобрения государствами, используются типовые договоры (контракты), общие условия и другие документы, разрабатываемые правительственными и неправительственными организациями. В целом весь правовой механизм регулирования международный купли-продажи товаров направлен на обеспечение реального исполнения определенного соглашения, которое представляется более стабильной и определенной сделкой, с более реальными правовыми гарантиями исполнения с обеих сторон, в отличие от внутренних договоров, регулируемых нормами общего национального права.
Договор международный купли-продажи товаров представляет собой соглашение между покупателем и продавцом, в котором определяются стороны сделки, продаваемые товары или услуги, условия продажи и цена, подлежащая уплате. Форма совершения договора международный купли-продажи товаров может быть в виде устного соглашения между двумя сторонами, так и определенный набор документов (например, заказ на покупку и подтверждение заказа, которыми обмениваются две стороны), либо официальное письменное соглашение, подписанное покупателем и продавцом. В том числе, тип соглашения может зависеть от стоимости продажи, характера товара и сложности условий соглашения. Отметим, что, несмотря на широкую сферу применения, договора международный купли-продажи товаров необходимо отличать от других международных торговых сделок, например, сделок с сырьевыми и аграрно-сырьевыми товарами (зерном, рудой, продуктами питания, химикатами и т.п.) или прямых продаж потребителям, к которым могут применяться специфические ограничения или правила торговли.
Одна из ключевых предпосылок дальнейшего развития международного товарообмена между хозяйствующими субъектами различных государств – это создание общих правил и единообразных правовых режимов регулирования договоров международной купли-продажи на условиях, в равной мере отвечающих интересам продавцов и покупателей. Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи от 1980 года является одним из основных международных документов, которое определяет и регулирует международную куплю-продажу товаров в мире.
Согласно Венской Конвенции купля-продажа товаров носит международный (трансграничный) характер в случае, когда коммерческие предприятия сторон находятся на территории разных государств и стороны могли судить об этом. Поэтому Конвенция применяется «автоматически» тогда, когда такие государства являются ее участниками (автономное применение в силу ст. 1 п. 1 пп. а), а также в случае, когда коллизионные нормы отсылают к праву страны, участвующей в Конвенции (ст. 1 п. 1 пп. b). Венская Конвенция не распространяется в отношении договора международной купли-продажи товаров с участием потребителей, приобретающих товар для личных нужд (ст. 2 пп. а).
Основными критериями, при наличии которых заключаемый договор международной купли-продажи товаров будет находиться под действием Венской конвенции ООН, являются субъектный состав договора и предмет договора – действия сторон по возмездной передаче права собственности на товар, которые должны быть совершены в соответствии с требованиями самого контракта и Конвенции (ст. 30).
Отметим, что предмет правового регулирования в рамках Конвенции ограничен, так как она распространяется не на все аспекты правоотношений, проистекающих из договоров международной купли-продажи товаров, а исключительно регулирует вопросы заключения указанного договора, а также права и обязанности сторон.
В договоре должно присутствовать максимально точное указание на товар, то есть субъектами договора должны быть согласованы все необходимые характеристики товара – не только вид продукции, но и наименование товара, количество, ассортимент, качество. Согласно положениям Венской конвенции количество товара и цена могут устанавливаться прямо или косвенно, или стороны могут включить в условия договора порядок их определения.
Также особенностью заключения рассматриваемого договора является определение момента заключения договора, момента начала его действия, а именно, договор будет считаться заключенным в тот момент, когда согласие на заключение договора дойдет до своего адресата – стороны, направившей предложение заключить такой договор.
Обязательство продавца включают поставку товара в соответствии с количеством и качеством, указанными в договоре, а также передачу относящихся к нему документов и передачу права собственности на товар. Обязательство покупателя заключается в уплате цены за товар и принятии поставки товара.
При этом сфера применения Конвенции и отдельных ее положений может всецело разрешаться исходя из воли сторон по договору международной купли-продажи товаров, а именно, стороны вправе исключить ее применение, со всей определенностью указав в договоре положение о неприменении Конвенции (в целом или в какой-либо части). Наличие отсылки в договоре только к праву страны-участницы Конвенции в целом влечет за собой применение Конвенции как специального закона, регулирующего указанные правоотношения. При этом вопросы, не урегулированные Венской конвенции 1980 г., разрешаются в соответствии с правом, подлежащим применению согласно установлениям международного частного права.
Таким образом, в целом Венская конвенция 1980 г. максимально попыталась устранить существенные расхождения в национальном законодательстве и создала качественную унификацию в сфере регулирования международной купли-продажи товаров, хотя и присутствуют существенные правовые пробелы в регулировании договора международной купли-продажи товара. В частности, законодателю необходимо уточнить, что подразумевается под «основным коммерческим предприятием», а также разработать единый и определенный подход к выяснению тесной связи, которая необходима для применения того или иного права к соответствующему контракту купли-продажи товаров.
Венская Конвенция существует достаточно давно, но как показывают исследования судебной практики, по настоящее время возникает достаточно много спорных моментов в практике правовой защиты в случае нарушения договора, в том числе в вопросах материально-правового и коллизионного регулирования договора международной купли-продажи товаров.
Первоочередными проблемами правового регулирования являются требования потерпевшей стороной исполнения обязательств, возмещения убытков, либо расторжения договора в случае существенного нарушения, а значит, регулирование в рамках Венской Конвенции основных материально-правовых вопросов, связанных с заключением и исполнением договора международной купли-продажи товаров, влечет определенные проблемы правоприменительной практики.
В целом в системе общего права основное внимание уделяется не обязанностям нарушителя выполнить определенные действия, а правам потерпевшей стороны требовать от него такого исполнения, которым дается такое понятие, как «средства правовой защиты». Следовательно, при заключении международного договора купли-продажи товаров лицо должно осознавать, что существует риск негативных последствий действия третьих лиц (например, нарушение обязательств со стороны контрагента должника), а значит, субъектами международного договора купли-продажи товаров должны быть установлены порядок и способы выполнения взаимных обязательств, права сторон, а также право, подлежащее применению к договору, в случае нарушения договора и возникновения споров.
Также современная правоприменительная практика показывает, что даже наличие конвенциального регулирования не исключает (а при отдельных условиях только умножает) количество внутренних противоречий в существующей парадигме юридического опосредования внешнеэкономических связей частных лиц, поэтому для правильного применения Конвенции следует анализировать практику зарубежных судов и арбитражей, несмотря на то, что во многих случаях используемые в Конвенции понятия и правовые конструкции должны получать автономную квалификацию, отличную от той, которая используется в национальном праве различных стран.
Таким образом, когда впервые началось использование Венской конвенции, юристы в крупных организациях довольно часто склонялись в пользу торговых законов, чем к данному акту. Сейчас, по мере увеличения опыта и практики, юристы больше склоняются к тому, чтобы использовать Венскую конвенцию, применяя ее положения в тех случаях, когда их применение явно предпочтительнее, чем положения национального закона. Однако это не исключает наличие разногласий между покупателем и продавцом, и в области способов защиты сторон также имеется своя специфика.
На практике крупные транснациональные корпорации всегда имеют свои собственные, детально разработанные общие условия купли-продажи и не так склонны к использованию универсальных форм или типовых контрактов в отличие от малых и средних компаний и значительное число возникающих споров устраняется путем переговоров, но, в случае нерешенных разногласий, необходимо в договоре международной купли-продажи товаров предусмотреть в условиях право на обращение в суд для разрешения спора.